Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Суккот 5729

Понять идею Суккойс, что приводится в Зогаре и объясняется в нескольких местах в хасидус, что три праздника Пейсах, Швуойс и Суккойс — они соответствуют Аврааму, Ицхаку и Яакову. Пейсах напротив Авраама, который сказал «луши вааси угойс[1]«. Швуэс — время дарования Торы, соответствует Ицхаку, ибо дарование Торы было в звуке шофара от эйлой шел Ицхак[2]. И Суккойс соответствует Яакову, как сказано «веЯакойв носа сукойсо[3]«. И нужно понять отношение Суккойс к Яакову. Ибо, в Пейсах — это идея кол дихфин йейсей вейейхул[4], что это есть идея гахносас орхим[5], качество Авраама. И также в Швуэс, акейдас[6] Ицхак — это аспект мсирус нефеш[7], и принятие Торы это посредством наасэ венишма[8], и наасэ предшествует нишма, что это есть аспект мсирас роцойн[9] к баал роцойн[10] и еще выше, что это есть аспект мсирус нефеш. Но на первый взгляд не понятно отношение Суккойс к Яакову.

Бейс

И чтобы понять это, нужно сначала объяснить то, что говорилось выше в вопросе «канешер йоир кииной… йисоэгу ал эвросой[11]«, и выше него написано «йесойвевенгу йевойненегу йицренгу кеишойн эйной[12]«, и известно то, что говорил Алтер Ребе в дибур амасхил[13] йесойвевенгу, что йесойвевенгу указывает на Суккойс, ибо сукко окружает человека, и в особенности в соответствии с тем, что объясняется в каббале и хасидизме, что сукка — это аспект макиф[14]. И в продолжение ксувим[15] йесойвевенгу… канешер… понятно, что два эти аспекта, йесойвевенгу (Суккойс) и канешер, связаны друг с другом.  И хотя йесойвевенгу указывает на Вс-вышнего, но также канешер йоир киной говорит о Вс-вышнем. И из всего этого понятно, что идея сукко, йесойвевенгу, это одна идея с канешер.

И  вот,  объяснялось выше в вопросе «шлойшо эйлэ нифлеу мимени… дерех нешер башомаим[16]«, что достоинство в нешер[17], кав гоэмцои[18], перед остальными кавим[19], что также нешер, то, что ношар венофал, это башомаим, в высшей мерково, и еще выше.  И это есть идея того, что посредством тшувы[20] грехи становятся ему как заслуги, что также здойнойс[21], которые связаны с неширо[22] и нефило[23] и т.д., становятся как заслуги, и еще выше, ибо в месте, где стоят баалей тшуво, цадиким гмурим[24] не могут стоять там, и т.е., что посредством тшувы поднимаются до  уровня, который выше также чем начало всего порядка миров, ибо совет на весь порядок миров это как сказали Разал, «с кем посоветовался — с душами праведников», и поскольку тшува — это выше, чем служение праведников, то она выше, чем весь порядок миров. И то есть то, что сказано кенешер йоир киной (нешер именно) хотя все четыре животных Колесницы имеют корень в Тринадцати Тикуней Дикно, тринадцати мидойс горахамим[25], ибо, в самих 13 мидойс горахамим, аспект нешер, кав гоэмцои, достигает более высоко. Ибо в рахамим[26] есть несколько уровней, и аспект нешер, кав hоэмцои, достигает аспекта рахамим рабим[27], самой высокой ступени, что по этой причине, также нешер внизу, хотя это ойф томэй[28], тем не менее, он рахмони[29], как объясняется в мидрошим Хазал. И как известно, что средняя линия это бриах hатихойн[30], соединяющий от самого высокого уровня до самого низкого уровня, что причина того, что он притягивается до самого низкого уровня, это со стороны того, что он берет от самого высокого уровня, и т.е., что две линии, правая и левая, хад арих вехад коцир[31], достигают только хицойниюс а-кесер[32], а средняя линия, хад бейнони[33], достигает пнимиюс а-кесер[34], и со стороны этого она притягивается до самого низкого уровня, и всюду, где она притягивается, это одинаково, без изменения. И как объясняется пример на это из структуры тела человека, что это бецелем удмус Свыше, как сказано, наасэ одом бецалмейну кидмусейну[35], что есть в нем три линии, правая рука и правая нога, что это есть правая линия, левая рука и левая нога, что это есть левая линия, Ройш, гуф, йесойд[36], что это есть средняя линия, и в правой и левой линиях есть изменение между руками и ногами, и вплоть до ногтей, и в отличие от этого, в средней линии, ройш гуф, йесойд, нет в ней изменения.

И нужно понять, ведь также в кав гоэмцои есть различие между ройш и гуф, и также между гуф и йесойд. Ведь ройш и гуф несравнимы друг с другом, что поэтому соединение между ними оно посредством мейцар а-горойн[37] именно, и также гуф и три нижних (что один из них это йесойд) они несравнимы, и следовательно, йесод он эйн оройх[38] также относительно тела, и тем более что он несравним относительно головы. И также как в материальном теле голова выше чем гуф, а гуф выше чем йесойд, также оно в отношении ступеней в кав гоэмцои Свыше, что они в разделении выше и ниже, ибо также в кав гоэмцои ступени, которые есть в нем, происходят друг из друга, и следовательно они в аспекте выше и ниже, и как говорит Рабмам в отношении выше и ниже в ангелах. И это будет понятно из идеи десяти сфиройс, которые есть в мидас горахамим, кав гоэмцои. Ибо известно, что каждая мидо, для того чтобы она была достойна своего имени, должно быть в ней ХаБаД[39], ХаГаС[40], НеГИ[41]. И как в качестве агаво, что сначала должно быть гисбойненус, как то, что он любит, хорошо для него, или гисбойненус о достоинстве того, что он любит в общем, и из этого гисбойненус он пробуждается в качестве агаво, и после этого он приходит к гашпоо бепойал[42]. И как в качестве агаво в Святости, что в начале это гисбойненус, как кирвас Элойким ли тойв[43], или что Элойкус – это тойв[44] в своей сущности,  и из этой мысли он приходит к «веогавто эс Гавайе Элойкехо[45]» или к «веогавто лереахо комойхо»[46], и из этого он приходит к следубющей, более низкой, ступени, аспект НеГИ и т.д. И вот, мойхин[47] и мидойс[48] они в противоположности друг другу, ибо в то время, когда он занимается сейхел[49] и гисбойненус[50], невозможно у него быть пробуждение мидойс, и только после того, как мойхин скрываются, посредством мейцар а-горойн, и светят у него в аспекте макиф, тогда происходит гисойрерус[51] мидойс. И также в противоположную сторону, что когда чувства в раскрытии, они мешают мойхин, и так в вопросе «ашойхад йеавейр[52]«, что мидойс отклоняют разум, вплоть до того, что не сможет прийти к истинному решению, к которому он должен прийти.  И, следовательно, мойхин и мидойс (Хабад и Хагас)  они эйн оройх друг к другу. И также это в вопросе практического действия (аспект НеГИ), которое происходит от мидойс (ХаГаС), что оно приходит только после сокращения мидо, ибо, когда агаво в своей силе, не сможет зулас[53] воспринять влияние чувства хесед, и даже если воспримет эту гашпоо, не поймет и не почувствует  хесед в этом. И как это в чувстве хесед и агаво, также это в качестве гвуро, и также это в качестве рахамим, которое составлено из всех десяти  сфиройс Хабад Хагас НегИ, что сначала должно быть гисбойненус, который приводит к качеству рахамим, как объясняется в другом месте детали гисбойненус в этом, и после этого он приходит к пробуждению чувства, и от этого он приходит к практическому воздействию, и гисбойненус, который приводит к чувству рахамим, и само чувство — они противоположны друг другу, и когда он занят гисбойненус, невозможно, чтобы он пробудился в этом чувстве, и пробуждение чувства приходит только после того, как скрываются мойхин, и также это в отношении гашпоо[54] лезулас со стороны мидас горахамим, что оно приходит только после гисалмус[55] а-мидо именно,  и когда мида светит в своей силе, не сможет другой воспринять гашпоо. И это в одном из двух вариантов: или со стороны рибуй гашпоо запутается и вплоть до того, что устранится от своего мциюс, или вообще не сможет воспринять гашпоо, поскольку он эйн оройх относительно машпиа.  И из всего этого понятно, что также в качестве рахамим, которое в кав гоэмцои, есть разделение и изменение, и непонятно то, что было объяснено выше, что средняя линия, от его начала до е конца, она одинакова.

Далет

Но идея объяснения, что, действительно, также кав гоэмцои, (который называется именем кав гоэмцои и как его имя, такой он), есть в нем аспект гишталшелус, что опускается по ступеням сверху вниз, и со стороны этого есть также в нем различие ступеней маало[56] и мато[57], как объяснялось выше, тем не менее, есть в нем еще аспект, что он притягивается из аспекта пнимиюс а-кесер, который выше чем весь порядок мироздания. И со стороны пнимисюс а-кесер в нем, он одинаков от его начала до его конца, ибо пнимиюс а-кесер выше, чем аспект изменения, и поэтому всюду, куда он притягивается, он одинаков. И как объясняется в другом месте в аспекте рахамим, что это есть чувство, что он маргиш эс ацмой, и посредством гергеш, что он маргиш ацмой, от также маргиш зулосой (и жалеет его), и чувство в человеке, что он чувствует себя, это выше чем аспект сейхел и мидойс в нем (аспект гергеш ацми), и в этом гергеш невозможны изменения, и поэтому аспект гергеш ацмой в рахамим он одинаков во всех аспектах Хабад Хагас НеГИ в нем. И также это в общности идея кав гоэмцои что в ройш гуф йесойд, что его истинная сущность (то, что есть в нем от аспекта эцем) это во всяком месте одинаково, что это то, что объяснялось выше, в вопросе эйн кишуй эло лодаас, что гисойрерус[58] в даас в мозгу  и в йесойд ойс брис койдеш[59] это в один момент и с той же силой и т.д. И это то, что мы находим про Якова, что была митосой шлеймо, ибо, поскольку Яаков, шлиму дэавhон[60], он из аспекта кав гоэмцои, корень которого в пнимиюс акесер, то хотя также в кав гоэмцои есть различия ступеней верха и низа, Хабад Хагас НеГИ, тем не менее, также как это внизу, в аспекте митосой[61], это в полном совершенстве. И более того, что со стороны аспекта пнимиюс акесер, который есть в  кав гоэмцои, он приводит к совершенству также в кавин йомин усмол, как известно второе объяснение в шлиму дэавhон, что Яков приводит к совершенству во всех овойс. И это также то, что сказано шлойшо эйдэ нифлеу мимени дерех нешер башомаим, нифлеу это аспект атик, пнимиюс кесер, и как объясняет Квойд кдушас Адмур Цемах Цедек, что «нифлеу» — это как идея «лой нифлейс ги[62]«, что указывает на аспект атик, как объяснялось выше, и со стороны аспекта пнимиюс акесер в кав гоэмцои, также аспект нешер, то, что приходит в аспекте нширо унфило, оно башомаим, и как объяснялось выше в аспекте тшуво, что также здойнойс становятся как зхийойс[63]. И это кенешер йоир киной… йисоэгу ал эвросой («ал» именно) выше, чем аспект эвросой, который указывает на 248 эйворим дэмалко[64], что это есть аспект мицвойс.

Гей 

И вот, также как гамшохо[65], которая притягивается Свыше посредством тшуво, она из аспекта который выше чем гишталшелус, ал эвросой, Также это в работе человека, что работа тшувы она из аспекта эцем ганефеш[66], который выше чем даас. И это есть то, что сказано йимцоэгу беэрец мидбор увесойгу йелейл йешимойн[67], ибо мидбор[68] — это место, что не жил человек, и то, что там не живет человек, это потому что также в духовности это так, ибо аспект мидбор — это место, где не живет Высший человек[69] — одом гоэлйон. И для того чтобы очистить и  перевернуть также аспект мидбор и сойгу йелейл йешимойн, это посредством йимцоегу[70] именно, ибо мцио[71] приходит бегейсех адаас, и это есть аспект работы тшуво, которая приходит из аспекта эцем ганефеш, который выше чем даас, ибо идея тшуво это то, что он вырывает свои желания, и становится мциюс ходош[72], и этот аспект приходит из аспекта, который выше, чем разум и постижение.

Вов

И продолжает в Писании йимцоегу беэрец мидбор увесойгу йелейл йешимойн йесойвевенгу… т.е., что посредством тшуво (йимцоэгу беэрец мидбор) приходят к аспекту йесойвевенгу, который указывает на сукко (как говорилось выше), и аспект сукки приходит после тшувы Йом Кипура. И в соответствии с этим будет понятно отношение сукко к Яакову, кав гоэмцои, ибо Яаков – это йу»д эке»в, что притягивает также до аспекта экев, и как говорилось выше в аспекте митосой шлеймо, и также это аспект сукко, что это есть притяжение из пнимиюс а-кесер во все десять сфиройс, до самого низа. И, как известно то, что объясняется в каббале, что в сукке указываются все десять сфиройс. Ибо, хотя сукка – это аспект макиф, который выше, чем сфиройс, что поэтому сукка должна быть цилсо мерубо мейхамосо[73], и сукка, у которой солнца больше чем тени, псуло[74], ибо сукко — это аспект тени, тень, которая выше, чем солнце, аспект Шемеш Гавайе[75] (как сказано, шемеш умогейн Гавайе Элойким[76], и это аспект макиф, который выше, чем эсер сфиройс аглуйойс[77], тем не менее, идея сукко – это притяжение макиф в пнимиюс именно. И поэтому также должно быть, чтобы звезды были видны из нее (видны в раскрытии), что хотя идея схах — затенять и скрывать, тем не менее, должны быть в нем промежутки, таким образом, чтобы звезды были видны из него, и аспект койховим[78] — это выше, чем аспект хамо, что хотя они выглядят маленькими, но известно то, что объясняется также в книгах по астрономии (математике), что это со стороны удаленности, но в действительности есть звезды, которые больше чем земля, луна и солнце, и то, что они больше в материальности, это потому, что так это в духовности, т.е., что аспект звезд это выше чем аспект шемеш[79] и т.д., и со стороны этого должно быть способ их притяжения посредством тени именно, поскольку они не могут светить в раскрытии как они в своей силе. И, следовательно идея схах сукки — это что будет светить посредством него также макиф, который выше, чем гишталшелус.

И это будет понятно из того, как это в тшуво, что несмотря на то, что ее идея — это мсирус нефеш, выше, чем разум, что искореняет свои желания, как выше объяснялось, тем не менее, лой лесойгу броо лошевес йецоро[80], что поэтому мсирус нефеш тшувы должен светить во всех десяти внутренних силах, но что эти внутренние сила становятся совершенно другим образом относительно того, как это было перед работой тшуво. И поэтому тшува восполняет пгомим[81] в Торе и мицвойс, что хотя ее идея — это «ал эвросой», тем не менее, она притягивает аспект макиф в аспекты гишталшелус. И эта идея, что тшува должна быть притянута также в внутренние силы, это не только в тшуво за грехи, как считает по ошибке большинство народа, но также в аспекте тшуво вегоруах тошув эл гоЭлойким ашер несоно[82]. Ибо достоинство несино[83] — это то, что сейчас это аспект веато нефахто би, что в аспекте нфихо возможно прерывание, в отличие от этого, в несино невозможно прерывание, ибо кол анойсейн веаин йофо гу нойсен[84], и это аспект аин лой роасо Элоким зулосехо[85], эйно пкихо дэло ноим[86], аспект атик, который весь йомин, и поэтому невозможен в этом гефсек, ибо со стороны аспекта атик, также как он притягивается вниз, нет в нем изменений, как объяснялось выше. И также как тшуво ее идея — это притяжение макиф в пнимиюс, также это идея сукко, как объяснялось выше. И идея объяснения в этом, как известно, что облака Славы в Суккойс притягиваются из анан актойрес[87] в Йом Кипур, и в ктойрес было одиннадцать видов пряностей, и среди них также мойр, что это кровь нечистого животного, и это есть идея переворачивания леумас зэ в кдушо, что это то что сказано ймцоэйгу веэрец мидбор… как говорилось выше, и из этого приходят к аспекту йесойвевенгу, что это есть идея анней ковойд[88] в сукко.

Заин

И это есть идея того, что Суккойс относятся к Яакову, аспект рахамим в кав гоэмцои, ибо рахамим Яакова — это аспект рахамим рабим, который выше чем гишталшелус. и как объясняется в Тании в вопросе вайисо эс койлой вайейвк[89], т.е., к Свыше, к источнику высшего милосердия, который называется ав горахамим[90] и это их источник, и со стороны притяжения рахамим рабим, достигается дерех нешер башомаим, что также то, что ношар венофал, это башомаим, что также здойнойс становятся как зхийойс, и еще выше, там, где стоят баалей тшуво, законченные праведники не могут стоять там, что это есть аспект света, который выше, чем гишталшелус. и это есть также идея сукко, что звезды видны из нее, т.е. аспект звезд, который выше чем аспект шемеш Гавайе, как объяснялось выше. Но, тем не менее, они выглядят маленькими, ибо они относятся к воинству луны, моойр котон[91], аспект ми йокум Яакойв ки котон гу[92], Довид, он младший, что посредством Довида будет будущее избавление с приходом мошиаха цидкейну в скором времени действительно, как сказано, веДовид авди носи логем леойлом[93].

 



[1] «замеси тесто и сделай пироги» (Берейшис 18, 6)

[2] Баран, принесенный в жертву вместо Ицхака

[3] «И Яаков пошел в Суккот» (Берейшис 33, 17)

[4] «каждый, кто голоден, придет и будет есть»

[5] гостеприимство

[6] связывание Ицхака

[7] самопожертвование

[8] «Сделаем и поймем»

[9] «Передача воли»

[10] Обладатель Воли (Сущность и Суть)

[11] Как орел пробуждает свое гнездо…  несет его на своем крыле (Дворим 32, 11)

[12] Он окружал его, умудрял его, берег его, как зеницу ока Своего. (Дворим 32, 10)

[13] Начальные слова

[14] «Окружающий» свет (см. также Предметный указатель: Макиф. Прим. переводчика)

[15] Писание

[16] Три (вещи) сокрыты для меня… Путь орла на небе (Мишлей 30, 18-19)

[17] Орел

[18] средняя линия

[19] мн. число от «кав»

[20] раскаяние

[21] Злонамеренные грехи

[22] выпадение

[23] падение

[24] совершенные праведники

[25] Тринадцать качеств милосердия

[26] милосердие

[27] Великое милосердие

[28] нечистая птица

[29] милосердный

[30] Средний засов

[31] Одна — длинная (линия — хесед), одна — короткая (гвура)

[32] внешний уровень в Кесер

[33] и одна — средняя (рахамим)

[34] внутренний уровень в Кесер

[35] Создадим человека в образе Нашем по подобию Нашему (Берейшис 1, 26)

[36] Голова, тело, знак завета

[37] «узкое место» горла

[38] «несравним»

[39] Хохмо, Бино, Даас

[40] Хесед, Гвуро, Тиферес

[41] Нецах, Гойд, Йесойд

[42] практическое действие

[43] Близость Б-га – благо для меня (Тегилим 73, 28)

[44] благо

[45] «Люби Вс-вышнего, Б-га твоего» (Дворим 6, 5)

[46] «Люби ближнего своего как себя самого» (Вайикро 19, 18)

[47] мозг (три высшие сфиры)

[48] Меры; чувства (семь нижних сфирот)

[49] разум

[50] углубленное изучение

[51] пробуждение

[52] «взятка ослепляет» (Дворим 16, 19)

[53] другой

[54] влияние

[55] сокрытие

[56] Верх

[57] Низ

[58] пробуждение

[59] Знак Святого Завета

[60] Избранный из (пра)отцов

[61] «кровать его», т.е., потомство его

[62] «Не сокрыта она» (Дворим 30, 11)

[63] заслуги

[64] «органы царя»

[65] притяжение Б-жественности

[66] Сущность души

[67] Он нашел его на земле пустынной и на (месте) безлюдном, где воет пустошь (Гаазину 32, 10)

[68] пустыня

[69] Сфиройс Ацилус

[70] «нашел его»

[71] находка

[72] новая сущность

[73] тень ее больше, чем солнце

[74] негодна

[75] «Солнце Вс-вышнего»

[76] «Солнце и щит – Гавайе Элойким (Тегилим 84, 12) См. также Тания, Шаар аЙихуд гл. 4 (прим. переводчика)

[77] раскрытые десять сфиройс

[78] звезды

[79] солнце

[80] Не (для) пустоты сотворил Он ее, Он образовал ее, чтобы населить (Йешайа 45, 18)

[81] Повреждение, букв. «зазубрина» (посредством греха)

[82] А дух возвратится к Б-гу, Который дал его. (Когелет 12, 7)

[83] Дарование

[84] Каждый дающий (подарок) — с избытком дает он

[85] Глаз не видел Б-г, кроме Тебя (Йешайа 64, 3)

[86] Глаз раскрытый, который не спит

[87] облако воскурения

[88] Облака Славы

[89] «И возвысил голос свой, и заплакал» (Вайейцей 29, 11)

[90] «Отец милосердия»

[91] «малое светило» (Берейшис 1, 16)

[92] «Разве поднимется Яков, ведь мал он» (Амос 7, 2)

[93] «И Давид, слуга Мой, – князь их вовеки.» (Йехезкель 37, 25)