Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Маамар Ки Сисо 5711

(текст по «Мааморим 5711-5712-5713»)

בס»ד

Суббота гл. Вайакгел, гл. Шкалим, Шабос Меворхин Одор Шейни 5711 г.

 

«Когда ты будешь пересчитывать сынов Израиля»[1], и известен вопрос[2] в этом, почему сказано «Ки сисо[3]«, а нужно было сказать «Ки сифкойд[4]«. И вот, в объяснении Ки сисо объясняет Раши «когда ты захочешь», т.е., когда ты захочешь узнать число сынов Израиля, не пересчитывай их, чтобы не было среди них чумы, но посчитай половины шекелей, и через это ты будешь знать их число, что по этому объяснению Ки сисо – это не заповедь, а разрешенная[5] вещь. В Мидраш[6] объясняется, что Вс-вышний приказал Мойше, чтобы он пересчитал сынов Израиля, и чтобы способ пересчета был посредством пол-шекелей, чтобы не было на них чумы при пересчете их, но, тем не менее, также по мнению Мидраша, что это мицва, — это временная заповедь, но не заповедь для поколений. Есть еще несколько законов, которые учатся из этой главы, ибо сказано «и дай их на работу в Огел Моэд», ибо подножия, которые были в Мишкане, были сделаны из пол-шекелей, а аспект Мишкон существует вовеки веков[7], и подножия Мишкана были сделаны из полшекелей, что, хотя аспект полшекелей — это временный аспект, тем не менее, были отлиты из них подножия к Мишкон, что это есть постоянный аспект. Еще учат из этой главы заповедь махацис гашекель[8] в поколениях, ибо в каждом поколении и каждый год каждый обязан дать по полшекеля по крайней мере. Однако в идее пол-шекеля в поколениях, заповедь состоит только в том, чтобы дать пол-шекеля, но не в пересчете сынов Израиля, ибо бы не находим нигде, чтобы собрали все пол-шекели и пересчитали их, и отсюда ясно, что только заповедь давать по полшекеля есть в поколениях, но не пересчет; а смысл языка главы, что «ки сисо» – это условие и основа во всех аспектах главы. И идея объяснения, что  из пол-шекелей приносили жертвоприношения[9], и основная идея корбонойс[10] – что приносили материальное животное, и оно включалось[11] в аспект «лев, пожирающий жертвы»[12], и через это происходило также приближение (принесение) животной души, чтобы она включилась и уменьшилась в святости. И помощь в этом приближении – это возвышение головы, которое происходит посредством Мойше, и распространение Мойше в каждом поколении, ибо посредством Ки сисо эс ройш бней Исроэл[13] – возможно приближение. Ибо Мойше – это раайо мегеймоно[14], что кормит и растит веру, и посредством этого происходит ки сисо эс ройш бней Исроэл, что это дает силы на приближение.

И объяснение идеи того, что Мойше называется раайо мегеймоно, ибо Мойше кормит и растит[15] веру, идея объяснения, что эмуно[16] – это аспект макиф[17], и поэтому «ганво апум махтарто рахамоно карьо[18]«, что хотя он ганов[19], и сказали Разал, чем отличается ганов от газлон[20], что ганов стыдится человека, т.е., что есть в нем чувство стыда, и, тем не менее, он обманывает Вс-вышнего, ибо настолько сильно сокрытие, что несмотря на то, что есть в нем чувство стыда, тем не менее, он обманывает Вс-вышнего, и все же, даже у входа в махтарто[21] он призывает Вс-вышнего, т.е., несмотря на то, что он поступает противоположно Высшей Воле, тем не менее, он просит у Вс-вышнего, чтобы Он послал ему успех в самом этом деле, которое противоположно Высшей Воле. И в тонком смысле каждый может найти это в самом себе, как люди бизнеса, так и сидящие в шатрах[22], как те, кто находятся в четырех локтях Торы, так и те, кто находятся в четырех локтях молитвы, — ибо есть в них также аспект «ганво апум махтарто рахамоно карьо». И как люди бизнеса, когда они преуспевают в своем бизнесе, и если потом что то не так, они начинают искать тахбулойс[23]. Сначала Вс-вышний посылал им успех, и они делали из материальности духовность, т.е. что отдавали десятую часть или пятую часть или то, что между ними, на цдоко[24], и ведь сказано  «И испытайте Меня в этом», и на Него ведь можно положиться, и, тем не менее, он придумывает тахбулойс. И также это среди сидящих в шатрах – как среди тех, кто находится в четырех локтях Торы, и также среди тех, кто находится в четырех локтях молитвы, что иногда они нарушают закон в Шулхан Орух ради их занятий Торой и молитвой, как изучающие Тору, которые не занимаются продолжительностью молитвы, и тем более, гисбойненус[25] перед молитвой, и тем более, три подготовки, объясняемые в Ликутей Тойро, которые должны быть перед молитвой, т.е., изучение пнимиюс Тойро[26], чистота[27] и цдока, поскольку он думает, что это его Тора, и он должен работать с помощью своего человеческого разума, и поэтому устраняет себя от вышеупомянутых вещей, ибо все это берет время, а ему нужно время, чтобы он мог достичь успехов в Торе. Но, если бы он изучал Тору, поскольку это мудрость и воля Вс-вышнего, то как это может быть, чтобы те вещи, которые Вс-вышний приказал, учить хсидус, окунуться в микву, дать цдоко, чтобы они мешали изучать Тору, которая есть мудрость и воля Вс-вышнего. Что все это происходит потому, что эмуна[28] – это аспект макиф. И это  есть идея Мойше раайо мегеймоно, что он кормит и растит веру, и притягивает веру в аспект пнимиюс.

И чтобы понять, почему именно Мойше притягивает эмуно в аспект пнимиюс, и почему это находится именно в Израиле, дело в том, что в эмуно есть три аспекта: (алеф), вера, которая приходит как результат философского исследования, — такая вера есть также в хасидей умойс ойлом[29]; (бейс), то, что Исроэл[30] называются мааминим[31], — это более высокая вера, которая имеется только в Израиле; гимел, то, что Исроэл называются бней мааминим[32], — вера, приходящая по наследству от Авраама овину[33]. И объяснение этого: первый аспект эмуно[34] — это вера, постигаемая также человеческим разумом, и это вера в аспекте мемале кол олмин[35], что так же, как душа наполняет тело, так же Вс-вышний наполняет мир, ибо человек называется «ойлом котон[36]«, и поэтому сказано в Овойс дэРаби Носон, что все то, что сотворил Вс-вышний в теле, Он сотворил также в мире, ибо мир называется «большое тело», и также, как душа наполняет тело, ибо тело само по себе — это доймем[37], и вся его жизненность — со стороны души, которая в нем; и так же, когда мы видим, что миры —  живые, понятно из этого, что есть в них Б-жественная жизненность; и те же доказательства, которые есть на присутствие жизненности души внутри тела, есть также на Б-жественный хайус[38] в мире. И, хотя это постижимо разумом, тем не менее, требуется на это вера, поскольку материальность тела скрывает разум. И, как мы видим, что по мере погружения в таавойс[39], делают такие вещи, которые не соответствуют разуму совершенно, не только в Исроэл, в которых это со стороны руах штус[40], как сказано, что человек не совершает авейро[41], иначе как входит в него дух глупости, но также среди народов мира, —  из за погруженности в таавойс делают такие вещи, которые на по логике совершенно, что тайвойс становятся над ними а баал габаис[42], и разум не имеет никакой власти, поэтому только постижение недостаточно, и должна быть вера. Но, тем не менее, это понятно также разумом, ибо все это — аспект мемале кол олмин, в отличие от аспекта сойвев кол олмин[43], ибо аспект сойвев кол олмин — выше, чем миры; пример на это в душе — это общий хайус, который дает жизнь всему телу в общем, без разделения головы и ноги, и также это в сойвев кол олмин, что он одинаков во всех мирах, ибо в мемале кол олмин есть разделение между одним миром и другим миром, но это не относится к сойвев кол олмин, ибо он одинаков во всех мирах без различения между одним миром и другим миром; и то, что Исроэл называются мааминим — это потому, что есть в них эмуно в аспекте сойвев кол олмин. Однако есть эмуно еще более высокая, и это аспект бней мааминим, и это есть эмуно в аспекте Элойкус[44], который выше даже чем аспект сойвев кол олмин, ибо также аспект сойвев кол олмин имеет отношение, по крайней мере, негативное[45], к мирам, ибо говорят о нем, что он «ло бегедер олмин[46]«, и, хотя он не в гедер олмин, но само то, что связывают этот аспект с мирами, и говорят на это, что он не в гедер олмин, то это есть негативное отношение по крайней мере[47], но не это есть основной Элойкус, то, что приходит в Творении, следовательно, понятно, что аспект Ацмус Умагус[48], Эйн Сойф Борух Гу[49], нет у него также негативного отношения к мирам, и это есть то, что Исроэл называются бней мааминим[50], что это есть вера в аспекте ацмус уМагус Эйн Соф Борух Гу, что эта вера приходит по наследству от Авраама Овину, родоначальника верующих (рош лемааминим). И вот, хотя в Израиле есть все эти аспекты в вере, не только эмуно в аспекте мемале кол олмин, и не только вера в сойвев кол олмин, но также вера в аспекте Ацмус уМагус Эйн Соф борух Гу, тем не менее, нужен аспект Мойше, пастух веры, чтобы он развивал в них веру, не только веру в Сущность и Суть Эйн Сойф Борух Гу, что это приходит по наследству от Авраама, и поскольку это только наследство, она может остаться в сокрытии, и Мойше должен раскрыть ее из сокрытия к раскрытию, но также вера в аспекте сойвев кол олмин, возможно, что она будет также в аспекте макиф, и Мойше должен притянуть веру в аспект пнимиюс, и еще более того, что также эмуно в аспекте мемале кол олмин, постигаемая разумом, должно быть в этом также «уръэ эмуно[51]» посредством Мойше, чтобы это проникло во все внутренние аспекты, вплоть до махшово дибур и маасе[52], ибо без этого возможно что будет «ганво апум махтарто рахамоно карьо», совершенно в буквальном смысле, и посредством погруженности в таавойс[53] возможно делать такие дела, что даже праведники народов мира не поступают так, и на это есть аспект Мойше, пастух веры, который кормит и растит веру. И вот, также в эмуно в аспекте мемале кол олмин, в Израиле она отличается от веры народов мира, подобно тому, как в Ацилус есть также Брия Йецира, Асия, и, тем не менее, не подобно Асия в Ацилус на Асия в БИЯ, и доказательство на это – что есть парсо между Ацилус и БИЯ, и свет, который посредством парса, это аспект нового света, и также это в аспекте веры, что у Исроэл, со стороны того, что есть в них вера в аспекте сойвев кол олмин, и еще выше чем сойвев кол олмин, то также эмуно в аспекте мемале кол олмин она другого типа.

И вот, аспект мемале кол олмин называется «дибур[54]«, и идея дибур – что это есть аспект раскрытия для другого, т.е. что он в аспекте другого, и также, в дибур есть паузы, «время говорить и время молчать», и общность идеи дибур называется Элойкейну, «Ир Элойкейну[55]«, т.е. что когда имя Элойким в раскрытии, а имя Гавайе – в сокрытии, тогда это «Ир Элойкейну», ибо в дибур есть разделенность. И с этим будет понятен псак дин[56], приводимый в хсидус, что сыновья Ноаха не заповедан им шитуф[57], ибо на первый взгляд, ведь почему Исроэл заповедан шитуф, — потому что это истина, и тогда почему сыны Ноаха не заповеданы на шитуф. Но идея объяснения – как сказано «ашер холак Гавайе Элойкехо ойсом лехол гоамим[58]«, что их корень из аспекта дибур, мемале кол олмин, и поскольку в дибур есть разделенность, происходит в них разделенность в собственно Б-жественности, что называют Его Б-гом Б-гов. Что все это в аспекте дибур, мемале кол олмин, но идея махшово, что «мысль не прерывается» и «мысль движется постоянно», и также махшово – это лвуш[59] мейухад[60] с душой, и это пример на сойвев кол олмин, и поэтому в Исроэл есть эмуно также в аспекте сойвев кол олмин, поскольку души Израиля поднялись в мысли. И вот, то, что есть в Исроэл эмуно также в аспекте выше, чем сойвев кол олмин, идея объяснения в этом, это потому, что «Исроэл поднялись в мысли», и «поднялись» означает наивысший уровень в мысли. И не только то, что Исроэл поднялись в махшово, т.е. в наивысшем уровне в махшово, но их корень еще выше, как сказано «с кем посоветовался – с душами праведников», что это еще выше, чем аспект «поднялись в мысли», ибо даже аспект олу бемахшово, что это есть наивысший уровень, тем не менее, это все еще остается в идее махшово, но только, что это высокий уровень в мысли, и как то, что «мысль об Исроэл предшествовала всему», что несмотря на то, что предшествовала всему, тем не менее, относят эту мысль ко всякому творению, но только, что она предшествовала им; но в действительности корень душ гораздо выше, чем идея мысли в принципе, также самого высокого аспекта в мысли, вплоть до того, что невозможно сказать даже «предшествовала всему», поскольку это (корень еврейских душ) не имеет отношения к этому совершенно…, и это есть аспект «с кем посоветовался – с душами праведников», ибо совет на мысль был с душами, отсюда понятно, что души Израиля они выше, чем махшово. И хотя в раскрытии, души Израиля «поднялись в мысли», но их корень – в аспекте «беми нимлох[61]«, и со стороны того, что их корень там, есть в них вера аспекте ацмус умагус Эйн Соф Борух Гу. И раскрывает эту веру именно Мойше, поскольку Мойше – он из аспекта «мин гамаим мешисигу[62]«, из аспекта высших вод, которые выше, чем небеса и небеса небес, и поскольку он из этого аспекта, поэтому он может притянуть также веру в аспекте ацмус умагус Эйн Соф Борух Гу. И именно в Исроэл он может притянуть аспект этой веры, поскольку со стороны их корня есть в них аспект этой веры, и как объяснялось в предыдущих мааморим в вопросе ки сикнэ, что это подобно киньян, что требуется только раскрыть из сокрытия к раскрытию.

И в соответствии с этим будет объяснено идея махацис гашекель, что это есть аспект исъарусо дилсато[63], что посредством этого будет достигнуто матбеа шел эйш[64], что это есть аспект исъарусо дилэйло[65], но это только аспект исарусо дилэйло, что исъарусо дилсато достигает там, т.е. такая ступень, что она сопоставима чтобы исарусо дилсато может достигнуть там, но посредством этого притягивается аспект исарусо дилэйло, что исарусо дилсато не достигает там. И подобно тому, что объясняется в  вопросе рэусо дэлибо, что есть в этом два аспекта, есть аспект реусо дэлибо, который приходит посредством гисбойненус, что хотя она в сущности выше постижения, и, тем не менее она приходит посредством гисбойненус, и есть аспект реусо дэлибо, который в принципе не приходит посредством гистбойненус, и также это что в  начале приходит исарусо дилэйло которая приходит посредством исарусо дилсато, но после этого притягивается исарусо дилэйло которая принципиально выше исарусо дилсато, что это есть аспект шекель а-койдеш, что известно различие между койдеш и кодойш. И как объясняется про аспект а-Кодойш Борух Гу, что Борух это язык притяжения,  и Кодойш, хотя это язык отделения, но, тем не менее, это кодойш с вов, что он в аспекте притяжения, т.е. что он в аспекте сойвев по крайней мере, в отличие от этого койдеш – это самодостаточная вещь, что это указывает на аспект, который выше также чем сойвев кол олмин, что это притягивается посредством Мойше именно. И это есть «и дадут каждый человек выкуп за душу свою», что посредством махацис гашекель притягивается аспект ацмус умагус Эйн Соф Борух Гу, что это есть идея койфер нафшой, поскольку такое притяжение происходит со стороны йехидо в душе, и со стороны аспекта йохид, который одевается в душу, как объяснялось выше, что это притяжение оно со стороны корня душ, что все это притягивается посредством Мойше именно, как говорилось выше. И это есть аспект возвышения головы Мойше, что это есть помощь, что Мойше помогает, что посредством этого становится возможным аспект койфер нафшой, т.е. притяжение аспекта ацмус умагус Эйн Соф Борух Гу. И это есть также объяснение, что именно про эту заповедь спросил Мойше, что будет в будущих поколениях, что не спрашивал так про остальные мицвойс, поскольку посредством аспекта махацис гашекель, после аспекта работы корбонойс, приближения животной души, что уменьшается и соединяется в святости, что то, что невозможно очистить, следует уменьшить, а то, что может быть очищено, поднимается в святости, и посредством работы корбонойс и принесения махацис гашекель, достигаеют после этого шекель гакойдеш, мило бегармэй, что это есть аспект веносну иш койфер нафшой, т.е. притяжение не только из аспекта мемале кол олмин, и не только из аспекта сойвев кол олмин, но также притяжение которое выше, чем сойвев кол олмин, куло камэй кело хошив, что это притяжение оно посредством Мойше именно, как говорилось выше, поэтому в этой заповеди, спросил, как будет в следующих поколениях, и сказал ему Вс-вышний, что он пишет в Торе ки сисо в будущем времени, что распространение Мойше в каждом поколении, Мойше в каждом поколении, притянет не только аспект мемале кол олмин, и не только аспект сойвев кол олмин, но также аспект ацмус умагус Эйн Соф Борух Гу, что все перед Ним как ничто, и нет кроме Него ничего.

 

 



[1] Тисо 30, 12. Этот посук (Ки сисо эс ройш бней Исроэл) может переводиться двояко: «посчитай сынов Израиля», а также «возвысь голову сынов Израиля» (см. дальше в маамаре). Прим переводчика.

[2] Маамар, начинающийся словами «Ки Сисо» 5655 г. и еще.

[3] Букв. «когда возвысишь (голову)»

[4] «когда ты будешь считать»

[5] Т.е. не обязательная вещь

[6] см. Ялкут Шимони начало гл. Тисо

[7] см. Сота 9, конец стр. 1

[8] пол-шекеля

[9] Шкалим, гл. 4 Мишна 1 и еще.

[10] Жертвоприношения. Ед. ч. «корбон». Этот корень означает также «приближение» (см. далее в тексте маамара). Прим. переводчика.

[11] в оригинале: נכלל – соединяться, включаться

[12] см. Зогар ч. 3, 32 конец стр. 2, Дибур гамасхил «КИ сисо» в добавлениях к Тора Ор 111, 3 и еще.

[13] «Возвысь голову сынов Израиля»

[14] «верный пастух», так же «пастух веры» Тания гл. 42

[15] в оригинале זן ומפרנס

[16] вера

[17] внешний, «окружающий» свет (в мирах и в душе человека)

[18] Брахот 63, 1 «Вор, копающий подкоп, призывает Милосердного»

[19] вор

[20] грабитель

[21] подкоп

[22] т.е. изучающие Тору.

[23] хитрости

[24] благотворительность

[25] задумываться (о величии Вс-вышнего)

[26] внутренняя часть Торы, т.е. хасидизм

[27] окунание в микве

[28] вера

[29] Праведники народов мира

[30] «Исроэл», «Израиль» – зд.: еврейский народ

[31] «Верующие»

[32] «сыны верующих»

[33] наш (пра)отец Авраам

[34] вера

[35] «наполняющий все миры» – Б-жественность, «одевающаяся» (т.е. сокращающая себя, приводящая себя в соответствие с уровнем восприминающего) в миры. (прим. переводчика)

[36] «микро-космос»

[37] неподвижно и безжизненно

[38] жизненная энергия, жизненность

[39] (грубо) материальные желания

[40] «дух глупости»

[41] грех

[42] хозяин

[43] «окружающий все миры»; Б-жественный свет, не сокращающий себя до уровня миров и не «одевающийся» в них

[44] Б-жественность

[45] в оригинале: יחס שלילי; в философии иудаизма различаются два способа изучения и постижения: а) «позитивное», т.е. объект описывается теми свойствами, которыми он обладает; б) «негативное», описание объекта с т.зр. свойств, которыми он не обладает. Вообще говоря, негативное (отрицательное) постижение выше, чем позитивное. Рамбам объясняет в «Морэ невухим», что к Вс-выщнему применимо только отрицательное описание см. Морэ Невухим ч.1 гл. 57-58 http://machanaim.org/philosof/more_nev/moref_58.htm (прим. переводчика)

[46] «не в определениях миров», неопределим понятиями миров; «гедер» означает «определение» и также «ограничение»; Вс-вышнего нельзя ограничить, и соответственно, нельзя «определить» понятиями миров. Прим. переводчика

[47] т.о., отрицательное (негативное) постижение, при том, что оно выше позитивного (прямого описания свойств), тем не менее, также оно ограничено по самой своей сути, ибо даже когда мы говорим что к.-л. объект не обладает к.-л. свойствами, самим этим мы (неявно) указываем на наличие определенной связи и соотношения между двумя данными объектами. Если я правильно понимаю, это есть «хидуш» (новость) хасидизма относительно классической философии (Рамбама). Прим. переводчика

[48] Сущность и Суть

[49] Бесконечный, Благословен Он

[50] сыны верующих

[51] «паси веру»

[52] мысль, речь и действие

[53] желания (материальные)

[54] «речь»

[55] «город Б-га нашего»

[56] закон

[57] «сочетание» (монотеизма и элементов идолопоклонства)

[58] «ибо отделил Вс-вышний Б-г твой их (солнце и луна и созвездия) для всех народов

[59] «одежда»

[60] соединенная (с душой); в отличие от дибур (речь), которая называется «лвуш нифрод» (отделяемая «одежда» души), мысль – неотделима от самой души (прим. Переводчика)

[61] «с кем посоветовался»

[62] «из воды я вытащила его»

[63] «пробуждение (т.е. «инициатива») снизу»

[64] «огненная монета»

[65] «пробуждение Свыше»