Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Глава Хайей Соро (отредактировано)

В сегодняшней главе сказано: «и умерла Сара в Кирьят Арба, он же – Хеврон, в земле Ханаан[1]«. Объясняет Зогар, что «Сара» указывает на тело, а «Авраам» – на душу.

Более подробно: «и умерла Сара – это тело. В Кирьят Арба[2] — поскольку тело состоит из четырех основ. Он же – Хеврон — поскольку, пока человек жив, все четыре основы соединены вместе. И пришел Авраам – душа – оплакивать Сару – тело» (как объясняется там, что также после смерти душа все еще связана с телом).

Эта идея – что Сара указывает на тело, а Авраам – на душу, должна быть применима ко всей Торе. И на первый взгляд, нужно понять: если Сара указывает на тело, а Авраам – на душу, что же тогда означает: «Все, что скажет тебе Сара, слушай ее голоса[3]«?

2

Это станет понятно, если сначала объяснить известное учение Баал Шем Това, основанное на стихе[4]: «когда ты увидишь осла врага твоего…[5]» – в отношении того, что служение Вс-вышнему должно быть основано на работе именно вместе с телом:

«Когда ты увидишь осла» – если ты вглядишься в свою материальность[6], в свое тело — ты увидишь, что она «враг твой«, поскольку оно ненавидит душу, стремящуюся к Б-жественности и к духовности, ибо в начале жизни человека и в начале служения тело и душа ненавидят друг друга.

«Лежит под своей тяжелой ношей«. «Тяжелая ноша» – это иго Торы и заповедей. «Его (тела) ноша», ибо заповеди даны только душам, облаченным в тела, поскольку цель – очистить тело. Тем не менее, ему (телу) это кажется «тяжелой ношей«, и оно не желает этого. Само собой – оно «лежит под своей ношей».

«И ты прекратишь помогать ему«. Ты можешь подумать: если тело «лежит под своею ношей», то, наверное, нужно заняться служением, ориентированным только на духовность, а тело сломить посредством постов и истязания плоти. Говорят ему: «помогая, помоги вместе с ним», поскольку нужно очистить и исправить именно тело.

3

В чем идея?

Кроме того, что заповеди были даны именно душам, облаченным в тела – также сами заповеди облачаются именно в предметы материального мира.

Не только заповеди, связанные с практическим действием, но также и заповеди, которые являются «обязанностями сердца» – такие, как любовь к Вс-вышнему и страх перед Вс-вышним, и «обязанностями разума» – такие, как заповедь веры в Единство Вс-вышнего — даже эти заповеди должны исполняться материей сердца и мозга.

Например: заповедь любви к Вс-вышнему. Подобно тому, как в материальности «добрый слух утучняет кость[7]«, как рассказывается в Геморе[8], что от доброй вести кости стали шире, — также и любовь к Вс-вышнему, «близость Б-га – благо мне[9]«, которую человек чувствует в своем сердце, должна проявляться в его теле.

И то же – в отношении страха перед Вс-вышним: мало того, что мозг или даже сердце должны сжаться от страха, но и в самой материи мозга и сердца должен быть ощутим Б-жественный страх.

Также на это есть у нас пример от наших учителей.

Известна история про Алтер Ребе, как однажды во время молитвы (в Рош аШоно или в Йом Кипур), дойдя до слов «увехейн тейн пахдехо[10]» – он начал кататься по земле, говоря «пах…», «пах…», ибо от великого страха перед Вс-вышним он не мог закончить слово. Прошло какое-то время, пока он смог завершить слово «пахдехо».

Еще история про Ребе Цемах Цедека: в первые годы его руководства, он как-то сидел с хасидим на фарбренгене. Принесли спирт[11], и он выпил один стакан, и еще один, и приказал налить третий стакан. После этого он провел рукой по лбу, и было совершенно не заметно, что он пил спирт.

Потом Цемах Цедек объяснил, что он задумался о величии Вс-вышнего, и на него напал страх, а «страх отрезвляет от крепкого вина[12]«. Страх перед Вс-вышним был для него настолько ощутим, настолько «материален», что нейтрализовал воздействие спирта.

То же самое – в отношении любви.

Рабби Менахем Нохум из Чернобыля – говорил, что он растолстел от того, что отвечал «омейн йеhей шмей рабо…[13]«. Мысль о «Его великом имени» которое «благословенно вовек и во веки веков», ибо Б-жественный свет притягивается[14] во все миры, в том числе и в материальный мир действия – пробуждала в нем такую любовь и наслаждение, что он растолстел.

4

Обдумывая все «кавонос[15]» заповеди, но не исполняя заповедь практически; например, обдумывая все тайные смыслы заповеди тфилин, но практически не накладывая их – не только не исполняют заповедь, но даже совершают грех – поскольку не исполнена заповедь тфилин.

Но если практически накладывают тфилин, не имея при этом необходимых «кавонос» – или потому, что не знают этих «кавонос», или знают, но не задумываются о них – это наказуемо, поскольку должно присутствовать также намерение заповеди, но сама заповедь исполнена.

У одного из внуков Цемах Цедека должен был быть брис[16]. В Любавич было тогда два моэля. Один был старый, знал писания Аризаля[17] – все или не все, но то, что относится к заповеди обрезания – он знал. А второй был молодой, специалист, но гораздо более «простой еврей», чем первый. Цемах Цедек сказал, что нужно взять второго, и объяснил причину – потому что нужно просто, физически, отрезать крайнюю плоть[18].

И это смысл того, что сказано в Писании: «Все, что скажет тебе Сара, слушай ее голос», по объяснению Зогара, что «Сара» указывает на тело:

Основная цель Творения – материальный мир. Сейчас эта цель сокрыта, но в будущем это раскроется, вплоть до того, что душа будет получать питание от тела. Праотцам, как известно, «Вс-вышний дал попробовать вкус будущего мира в этом мире[19]«, поэтому Аврааму было сказано «все, что скажет тебе Сара — слушай ее голос».

***

5

То, что говорилось выше, что основная цель Творения – материальный мир, подчеркивается также в порядке проверки здоровья человека перед призывом в армию. В основном проверяется физическое здоровье, а состояние души учитывается лишь настолько, насколько это имеет отношение к физическому здоровью. Поэтому, если по своему душевного состоянию он не входит в число тех, кто имеет признаки «шойтэ[20]«… («ночующий на кладбище[21]» и т.д.), и тело его здорово – его призывают в армию.

И следует добавить, что душевное состояние само по себе не только не важно для мобилизации в армию, но наоборот, иногда даже является недостатком. Как сказано: «сила души – слабость тела[22]«.

И следует отметить также псак дин[23], «каждый, кто принимает на себя иго Торы – снимают с него иго царства и иго заботы о заработке[24]«. Посредством принятия ига Торы душа становится сильнее, и само собой, тело становится слабее. Как сказали РаЗаЛ[25], что Тора называется «ойз ветушио[26]«, «ойз[27]» – усиление Б-жественной души, и «тушио[28]» – ослабляет силу животной души.

[В этом псак дине («каждый, принимающий на себя иго Торы – снимают с него иго…») не ставится условий относительно времени принятия ига Торы. Даже если его уже призвали идти в армию через два-три дня – это еще не окончательно. Если он примет на себя – сейчас – иго Торы – освободят его от ига царства и ига заработка[29]].

Почему при призыве в (материальную) армию не так важно духовное состояние, как физическое? – Поскольку таков порядок в духовности, в армии Вс-вышнего:

Основная работа в исполнении заповедей – это практическое действие, «действие – это основное[30]«, связанное с телом, и не в такой степени – духовное намерение, связанное с душой. Как говорилось выше, что даже если у него будут все кавонос, но не будет практического действия, он не исполнит своей обязанности, но когда он исполняет заповедь практически, даже без кавонос, — его берут в армию Вс-вышнего.

Нужно только остерегаться таких вещей, которые являются признаками «шойтэ», как «ночующий на кладбище». Смысл этого в духовности: в течение дня он занимается Торой и заповедями, но ночью, когда его душа поднимается наверх, он оставляет свое тело ночевать на кладбище, место клипойс[31], которые называются «мертвыми». И подобно этому – «теряющий то, что ему дают[32]«, что в духовности это означает, что он теряет аспект «ма«, — силу битуль[33] и каболас ол[34], которую даруют ему Свыше.

6

В общем, нужно знать, что поведение хасидим затрагивает также Ребе.

В маамаре Адмура Рашаба[35], который он сказал в своей последний день рождения в этом мире (20 хешвана), начинающемся словами «Смухим лоад[36]» 5680, он приводит слова Зогара[37] «авол самах до эзер[38]«. В общем, есть различие между «самах» и «эзер», ибо «самах» означает, что поддерживают его, чтобы не упал больше, а «эзер» – когда он обновляется посредством помощи и поддержки. Но здесь Зогар объясняет, что здесь смиха[39] подобна помощи, когда нижний поддерживает высшего.

Что это означает для нас? – То, как мы ведем себя (поведение «нижнего») затрагивает также Ребе («высшего»).

И как известна история про хасида р. И.М. из Полтавы, когда он вошел на йехидус[40] к Ребе Могарашу[41], и сказал ему Адмур Могараш: «когда есть Ребе – есть хасиды, но – хасиды, которые занимаются авойдо[42]«. И завершил: «хасиды, когда они были хасидами и «людьми дела» в служении — они укрепляли Ребе.

И из этого понятно насколько велика ответственность хасидим, связанных (мекушорим) с Ребе, поскольку их поведение затрагивает Ребе. Поэтому, если он ведет себя не так, как нужно, не дай Б-г, — он не только «наносит увечье самому себе[43]» (хотя он не имеет права делать так, но он свободен от наказания), но также «наносит увечье другому», и это наказывается по закону Торы. И в нашем вопросе, «другие» – это общая душа и т.д. и т.д., и его ответственность очень велика.

(Ликутей Сихойс т. 1 Хайей Соро)

(לקו»ש כרך א’ פ’ חיי שרה)


[1] Берешит 23, 2

[2] Букв. «город четырех»

[3] Берешит 21, 12

[4] Кетер Шем Тов, приложения, симан 16 (приводится в «hайом йом» 28 швата)

[5] Шмот 23, 5

[6] Баал Шем Тов объясняет, что «хамор» – осел, можно трактовать как «Хомер» – материя, материальность.

[7] Мишлей 15, 30

[8] Гитин 56,2

[9] (Теhилим 73, 28)

[10] «И потому – дай страх перед Тобой…» (Из молитвы в Дни Трепета)

[11] В оригинале – «найнцикер» – т.е., 90-градусный спирт

[12] Бава Батра 10,1

[13] «Амен. Да будет Его великое имя благословенно вовек и во веки веков…» (Из молитвы «каддиш»)

[14] «меворах» – «благословенный» объясняется в хасидизме, как идея притяжения Б-жественного света в миры

[15] Букв. «намерение». Тайный каббалистический смысл заповеди

[16] Брис мило – букв. «союз обрезания»

[17] Рабби Ицхак Лурия, величайший каббалист 16 века, учение которого лежит в основе учения хасидизма

[18] «мэ дарф пошут ин гашмиюс опшнайдн» (идиш)

[19] Бава Батра конец гл. 1

[20] Букв. «дурак»

[21] Хагига 3, 2

[22] Сефер hа-мааморим 5709, стр. 63

[23] Законодательное постановление раввинского суда

[24] Авот гл. 3 Мишна 5

[25] Мехилта Бешалах 15, 2

[26] «Сила и мудрость» (Иов 12, 16)

[27] Сила

[28] Здесь объясняется от языка «mateshes» – «ослаблять»

[29] Эти слова, по-видимому, обращены к одному из присутствующих, которому предстоял призыв в армию (издательство).

[30] Авот гл. 1 Мишна 17

[31] Букв. «оболочки». В каббале и хасидизме – синоним противоположности Святости

[32] Хагига 4, 1

[33] Подчинение и самоустранение

[34] Принятие ига (Небесного царства)

[35] Пятый Любавичский Ребе

[36] Утверждены они во веки веков (Теhилим 111, 8)

[37] ч. 1 35, 1

[38] «Самох здесь означает «помощь» (арам.)

[39] Поддержка

[40] аудиенция

[41] Четвертый Любавичский Ребе

[42] Букв. «работа, служение». В хасидизме: работа над собой, направленная на исправление моральных качеств и служение молитвы.

[43] Бава Кама 83, 2