Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Лаг баомер 5710

Алеф

В соответствии с тем, что сказали наши мудрецы, благословенна их память, что «нет ничего, на что не было бы указания в Торе[1], понятно, что так же идея Лаг Баомер указана в Торе.

В учении хасидизма приводятся два указания на Лаг Ба Омер: (алеф) в посуке «hагал hазэ эйд… галъэд[2]» (бейс) в посуке «гал эйнай веабито нифлоойс митойросэхо[3]» — гал – это буквы лаг (баомер).

И следует сказать, что в этом также указывается, насколько велика необходимость изучения и распространения учения хасидизма (идея Лаг Баомера, день Дарования скрытой Торы), именно в наши дни, как будет объясняться далее:

Бейс

И сначала:

«hагал hазэ эйд» было сказано, когда Лаван настиг Якова, погнавшись за ним, что тогда «И взяли кампи, и насыпали гал (груда камней, холм)… и назвал его Лаван йегар саhадусо, а Яков назвал его галъэд… этот гал – свидетель.. что я не перейду к тебе этот гал и ты не перейдешь ко мне этот гал… для того, чтобы сделать дурное».

И вот, по вопросу погони Лавана за Яковом, приводится в книгах, что истинная причина этого [не так, как думал Лаван, что он гонится за Яковом, чтобы сделать ему зло, не дай Б-г, но] поскольку по завершении работы Якова в Хороне остались у Лавана искры святости, которые все еще не были очищены и подняты Яковом, и поэтому Лаван гнался за Яковом, чтобы передать ему последние искры святости. Которые остались у него, чтобы был завершено очищение и подъем искр святости.

И подобие этого в наши дни – пятки Мошиаха, по словам Квойд кдушас Мойри веХами Адмур[4], что «вот он стоит за нашей стеной[5]» — что после работы очищения искр святости во всех изгнания, вплоть до этого последнего изгнания, сейчас должно быть очищение самых последних искр святости (подобно очищению последних искр во время выхода из Хорона), и тогда исполнится обещание «дух нечистоты Я уберу с земли[6]», с приходом нашего праведного Мошиаха в скором времени в наши дни.

Гимел

И поскольку мы находимся в конце изгнания и очищаем самые последние искры – понятно, насколько велика необходимость в раскрытии и распространении внутренней части Торы:

В предыдущих поколениях можно было «отложить» изучение внутренней Торы, из соображений, что это учение, которое имеет отношение только к праведникам, достигшим высокого уровня, и т.д. – хотя даже тогда это была соображение, не соответствующая истине; но в наши дни, когда выходят из изгнания («Хорон») к геуло, и нужно завершить последние искры, — требуется распространение пнимиюс Торы таким образом, что также простые люди будут заниматься изучением внутренней Торы.

И как это подчеркивалось в действиях Квойд Кдушас Мойри веХами Адмур в распространении учения хасидизма в последнее время:

Баал Шем Тов и Магид привели и раскрыли общее отношение пнимиюс Торы ко всему Израилю. Алтер Ребе привел и раскрыл что также постижение пнимиюс Торы возможна для всего Израиля (не так, как было принято до того, что цадик бээмуносой йихйе[7] не читай йихйе[8] но йехайе[9]). И Квойд Кдушас Мойри веХами привел и раскрыл, что также на самом низком уровне постижения возможно понимание учения хасидизма, что поэтому в последнее время Квойд кдушас Мойри веХами Адмур печатал маамары хасидизма также на идиш, для тех, кто находится на самом низком уровне постижения.

И причина этого – поскольку сейчас требуется завершить очищение последних искр, и привести приход праведного Мошиаха, поэтому нужно добавить в раскрытии и распространении учения хасидизма, что через это «приходит господин» — это царь Мошиах.

Далет

И следует добавить в объяснении связи и отношения внутренней Торы к аспекту «гал»:

Несмотря на то, что для работы бирурим[10], и в особенности очищение самых последних искр, должен меворейр[11] (Яков) опуститься и одеться в одежды мисборейр[12] (Ловон), тем не менее, должна быть преграда и разделение между ними, чтобы воспрепятствовать не-жательному влиянию очищаемого на очищающего, что это есть аспект «гал» «я не перейду к тебе» и «ты не перейдешь ко мне… чтобы причинить зло»

Нужно заниматься делами этого мира, еда, питье и т.п., для того, чтобы очистить свое тело и животную душу и свою долю в мире, но, в то же время, нужно быть отделенным от грубости материального мира, знать, что кроме работы бирурим[13], нет никакого отношения между ними, и через это не получают гашпоо[14] от мира, но наоборот, делают из мира сосуд для Б-жественности, как это указывается в языке Писания «И спас Вс-вышний скот отца вашего и отдал мне[15]»

И сила на то, чтобы делать этот «гал» — она в особенности от пнимиюс[16] Торы, ибо через изучения пнимиюс Торы приходят к пониманию и осознанию, что «нет никого, кроме Него[17]», что все существование мира – это Б-жественность, и через это добиваются, что мир становится сосудом для Б-жественности, вплоть до совершенства в этом, которое раскроется в приходе мошиаха (через изучение и распространение пнимиюс Торы), как сказано «и раскроется слава Вс-вышнего и увидит всякая плоть, что уста Вс-вышнего говорили[18]».

Гей

И еще идея в «гал» — в связи и отношении к Лаг Ба Омер:

«гал» делается из камней, как сказано «и взяли камни и делали гал», и его смысл в служении Вс-вышнему, — как известно[19], что «авоним[20]» означает «ойсиейс[21]», что основное подчеркивание в них не на понимании и постижении, но на твердости («камни») принятия ига[22], и в нашем вопросе, что «гал», разделяющий между святостью и делами этого мира, делается из камней, т.е. не посредством понимания и постижения, но через принятие ига именно.

*

Вов

В беседе Лаг баОмер 5701 Ребе говорит, что Лаг баОмер соответствует сфире тиферес[23], тиферес шебетиферес – по порядку счета сфирас hо-оймер[24] снизу вверх – малхус шебемалхус, йесод шебемалхус, и т.д., и в соответствии с этим – лаг баОмер соответствует сфире тиферес шебетиферес.

И смысл двух порядков счета омера в служении Вс-вышнему: сверху вниз – со стороны гилуим[25] – его идея – служение, основанное на понимании и постижении, связанное с получением наслаждения («гешмак»). И снизу вверх – его идея – каболас ол[26], что служение происходит не со стороны понимания и постижения и удовольствия, но со стороны каболас ол только.

И объяснение двух аспектов в лаг баомер, hойд шебеhойд (по порядку сверху вниз) и тиферес шебетиферес (по порядку снизу вверх) – что когда служение происходит способом hойдоо[27], со стороны принятия ига только (hойд шебеhойд), посредством этого именно приходят к самому высокому подъему и великолепию (тиферес шебетиферес).

Заин

И из этого мы учим также в отношении hискашрус[28] к Ребе:

Аспекты и силы, которые Ребе дает нам («каждый, кто дает — дает беаин йофо») – это совершенная красота, «тиферес шебетиферес», но, чтобы воспринять от Ребе – есть необходимость, чтобы этому предшествовало самоотдача, отдать себя Ребе с каболас ол, «hойд шебеhойд».

Ребе дает беаин йофо также тем, кто не достоин, но, невозможно требовать от Ребе, а самому не делать ничего. Необходимо начать работу своими силами, и из каболас ол, и тогда Ребе дает в соответствии с его (Ребе) силами, совершенно несоизмеримо с работой самого человека.

Во время Исхода из Египта было исарусо дилейло[29] само по себе, без необходимости предшествования исарусо дилсато[30], но во время Дарования Торы был установлен порядок, что все аспекты должны прийти посредством работы человека именно, и после этого дают Свыше несравнимо с работой человека.

И подобно тому, как рассказывается в мидрашах Хазал[31], что когда рабби Ханина бен Доса просил ангелов, чтобы они подняли ему большой камень в Иерусалим, сказали ему «и только, что ты дашь свою руку и свой палец с нами», «дал руку свою и палец свой с ними, и оказались в Иерусалиме».

И подобно этому в нашем вопросе: нужно отдать себя Ребе с каболас ол, которая выше, чем понимание и постижение, и когда Ребе видит усердие и преданность и самоотверженность, тогда он дает в соответствии с его силами, «тиферес шебетиферес».

*

Хес

Известно, что Мителер Ребе имел обыкновение в Лаг баОмер выходить в поле, и видели тогда много чудес в отношении женщин, у которых не было детей, и посредством его благословения у них рождались мальчики – боним зхорим хасидим[32].

[В остальные времена, когда приходили к нему, чтобы просить благословения на детей, он посылал их к своему брату, р. Хаим Аврааму, и р. Хаим Авраам одевал шапку («штраймл») и т.д., но в Лаг баОмер, когда он выходил в поле, он сам принимал просьбы, и благословлял на боним зхорим хасидим].

И следует сказать объяснение в этом:

Выход в поле – можно объяснить в соответствии с примером «царя в поле», приводимым в друшим[33] хасидизма в отношении месяца элул, что когда царь находится в поле, «имеют право все, кто хочет, встретить его, и он принимает всех с радостью», но когда он находится в своем дворце, «не входят, но только с его разрешения, и также это – только избранные, и наиболее выдающиеся».

И различие между ними – что в царском дворце раскрытие более высокое, поскольку он раскрывается, как он есть, во всех его внутренних аспектах, а в поле раскрытие – для всех, что все могут встретить его и видеть его. И одно связано с другим: поскольку он не раскрывается во всех его внутренних аспектах, как в своем дворце, но опускается со своей ступени и выходит в поле, поэтому может быть раскрытие для всех.

И в соответствии с этим можно объяснить смысл выхода Мителер Ребе в поле в Лаг баОмер:

В идее «галь» в лаг баомер, преграды, которая в конце границы святости, для того, чтобы разделить между святостью и хицойним[34], подчеркивается отношение к «полю», место хицойним, «Эйсов… иш содэ[35]«. И это есть идея выхода в поле в Лаг баОмер – что это указывает на опускание на самую нижнюю ступень святости, на которой есть необходимость в «галь» («лаг баоймер), чтобы разделить между святостью и хицойним.

И это есть объяснение, что, когда он выходил в поле, он показывал чудеса, ибо это не есть основная его идея, и наоборот, это опускание с его ступени – подобно примеру царя, что когда он выходит в поле, он не раскрывается во всех своих внутренних аспектах.

И намерение опускания, когда он выходит в поле – чтобы посредством этого родились сыновья, мальчики, хасидим.

Тес

Эта идея – выход в поле, чтобы сделать боним зхорим хасидим – подчеркивается также у Ребе, когда он приехал в Америку:

И сначала нужно объяснить то, что сказано «вайеред мицроймо[36]онус ал пи hадибур[37]«, ведь на первый взгляд, поскольку Яаков знал, что это опускание (в Египет) – оно по слову Вс-вышнего, несомненно, он хотел исполнить это, и это не было «принуждением». И объясняется, что желание Яакова – со стороны Высшего намерения в словах Вс-вышнего, но само по себе опускание – это «принуждение».

И подобно этому в отношении опускания Ребе, когда он приехал в Америку – что со стороны большого опускания нижнего полушария относительно верхнего в отношении Дарования Торы, это было «принуждение», но – таково было Высшее намерение, «ал пи гадибур», как он сказал, что он пришел сюда ради работы по распространению Торы и т.д.

И, как говорилось – его приход сюда – это выход в поле ради того, чтобы родились боним зхорим хасидим[38]:

Выход в поле – не только выход из царского дворца в столицу, или просто в город, но – выход в поле именно – со стороны величия опускания нижнего полушария.

(и намерение в этом) ради боним зхорим – что они захватят весь мир, как сказано «иш даркой лихбойш[39]«, «хасидим» – что они не требуют, чтобы им дали «триста десять миров» в награду… но они идут с мсирус нефеш[40], как сказано «сойрфон хосид, койврон цадик[41]«… поскольку он не думает о себе, и делает все ради блага другого[42].

Йуд

И таким образом также должно быть исполнение шлихус Ребе – «вайейред мицроймо – онус ал пи hадибур»:

Трудно пойти в какой-то город, чтобы захватить его.

Как он может – скажет он – пойти в такой город, где ему будет не с кем даже поговорить о Ребе… поскольку ни один из живущих там не имеет представления о таких вещах, и само собой, это самое большое опускание.

И тем не менее, поскольку он знает, что это – шлихус Ребе, «ал пи hадибур», он должен «отставить себя в сторону», и исполнять шлихус, «вайейред мицроймо».

И это «кол шекен ве-каль вехоймер»: у самого Ребе это было опускание еще большее, совершенно несравнимое, и тем не менее «и опустился в Египет»,

— включая также то, что Ребе занимался с ним… и не только, но даже в то время, когда у Ребе было огорчение от него, он принимал его с радостью… Ребе сказал мне – в конце последнего лета, когда он говорил о йехидус[43] – что это стоит ему здоровья, но это незаметно… —

Тем более и тем более у него – что со стороны его ступени – это не такое большое опускание… несомненно, что он должен исполнить шлихус «вайейред мицроймо».

Ребе не искал для себя легких вещей, и также для нас он не ищет легких вещей. Он сам прошел все вещи с мсирус нефеш[44], и также от нас он требует мсирус нефеш.

И поэтому должен каждый и каждый отставить себя в сторону, и заниматься исполнением шлихус на благо другого еврея.

Йуд алеф

В действительности, посредством того, что отставляют себя в сторону, чтобы исполнить шлихус Ребе, заниматься благом своего ближнего, добавляется также в его работе с самим собой.

И объяснение в этом:

Когда он делает свою работу своими силами – он не может быть уверен, что сможет найти путь истины, он может углубляться в маамар хасидизма в течение нескольких часов, и не постичь его истинный смысл. Но – когда он занимается исполнением шлихус Ребе – несомненно, он достигнет истины, поскольку он не идет своей силой, но – силой Ребе.

Никто из нас не знает, что будет: еврей, который много лет не одевал тфилин, когда увидел Ребе, в то время как он кушал кезаис мацы, это укоренило веру в его сердце!

И подобно этому в нашем вопросе: возможно положение, что изучение хасидизма не оказывает воздействия, и вдруг, когда он начинает исполнять шлихус Ребе, то начинают действовать в нем все аспекты. Поскольку он не идет своей силой, но – силой Ребе.

И все это – кроме великого достоинства в том, чтобы заниматься благом своего ближнего, как известная история с Цемах Цедеком, который стремился в течение длительного времени увидеть Алтер Ребе, после hисталкус[45], и не мог достичь этого, и когда дал деньги еврею в качестве гмах[46], он удостоился увидеть Алтер Ребе и слышать он него несколько вещей.

Йуд бейс

В продолжение того, что говорилось выше об опускании, связанном с выходом в поле, ради боним зхорим хасидим – следует привести пример, подобный этому в связи с трактатом Сота, который обычно изучают в дни счета Омера, лист в день.

Приводится в Геморо: «Сказала Хана перед Вс-вышним: «если ты увидишь – хорошо, а если нет – я пойду и уединюсь перед моим мужем Элконо, и поскольку я уединилась, и меня напоят водой соты, и ты же не сделаешь из своей Торы пластар, как сказано: «И если она чиста – то у нее родятся дети».

И следовательно, есть путь удостоиться сыновей («венизрео зора[47]» посредством аспекта опускания («эйлех веэстатейр»), и пример этого в нашем вопросе – опускание, связанное с выходом в поле, для того, чтобы родились дети, мальчики, хасидим.

И более глубоко:

Уединение Ханы («пойду и спрячусь») – поскольку это не со стороны отсутсвтия скромности, хас ве-шолом, то это не опускание, но часть порядка работы, которая происходит по принципу «опускание ради подъема».

И подобно тому, как мы находим про рабби Зейру, который постился сто постов, для того, чтобы забыть вавилонский талмуд, чтобы он смог учить иерусалимский талмуд, что забывание вавилонского талмуда – это не опускание, но таков порядок служения – что перед тем, как подняться на более высокую ступень (талмуд йерушалми), должно быть устранение предшествующей ступени (талмуд бавли), как объясняется в идее «шева йипойл цадик веком[48]«, что «между одной ступенью и другой, пока он не достиг более высокой ступени, он в аспекте падения с предыдущей ступени…»[49]

*

В продолжение того, что говорилось выше об исполнении шлихус Ребе – есть урок и указание из общей идеи счета омера:

Счет омера – не имеет ташлумин[50], ибо, если забыл и не посчитал в течение целого дня, он не может на следующий день считать с благословением. В отличие от праздника Швуэс – который имеет ташлумин в течение семи дней, что если не принес жертвоприношение в сам праздник, может принести их в течение дней ташлумин.

И причина такого различия – по простому – ибо обязанность жертвоприношения в праздник Швуэс – не лежит на семи днях, а только на одном дне, и если не принесли в этот день – можно восполнить в дни ташлумин, в которые нет обязанности принесения жертв, и поэтому в эти дни можно принести ташлумин, но в счете омера, поскольку обязанность счета – во все 49 дней, то невозможно, чтобы другой день был бы ташлумин для предыдущего дня, поскольку в этот день сам по себе есть обязанность счета омера.

И подобно заповеди изучения Торы – что невозможно в ней ташлумин – поскольку обязанность изучения Торы – каждый день и каждую минуту, поэтому то, что он учится – это со стороны его обязанности в этот день и в эту минуту (и хорошо, если он исполнит обязанность хотя бы этого дня и этой минуты), а не в качестве восполнения предшествующего дня или минуты.

И из этого понятно также, что невозможно восполнить пропущенное также в духовном служении счета Омер, очищении мидойс[51], что он не может восполнить недостаток работы сегодняшнего дня посредством того, что завтра его работа будет в совершенстве – ибо порядок служения таков, что ото дня ко дню должно быть добавление выше и выше, и как говорил хасид р. Гершон Дов, который каждую ночь повторял: «завтра нужно встать совсем другим человеком», и поскольку, если бы он делал свою работу сегодня, то его служение завтра было бы на более высоком уровне, то он не может восполнить недостаток подъема, который мог бы быть у него посредством его работы сегодня.

И подобно этому в отношении шлихус Ребе: исполнение шлихус – это обязанность, возложенная на каждого и каждого во все времена, и когда упускают один день от исполнения этой обязанности – он не может восполнить этот долг в другое время, поскольку в это время есть также обязанность исполнения шлихус со стороны самого этого времени.

Йуд далет

И дополнительное указание из счета омера – в отношении того, каким образом должен исполняться шлихус Ребе:

Обязанность счета омера отличается от счета шмитин и йойвлойс, который происходит посредством бейс-дин, но обязанность лежит на каждом и каждом из Израиля отдельно – «чтобы был счет для каждого и каждого». Но сам счет может быть двумя способами: 1) каждый считает дни, 2) каждый считает дни, которые прошли от принесения омера бейс дином.

И отсюда следует практическое следствие: пересекающий линию перемены дат во время счета омера, и из-за изменения счета дней его счет отличается от счета евреев, живущих в том месте (как спросил у меня один человек в отношении Австралии).

И следует объяснить смысл этой идеи в духовном служении:

Подобие различия между принесением омера за весь еврейский народ посредством бейс дин и счетом омера, совершающимся каждым отдельно – это различие между действием во имя всего еврейского народа, совершающимся Ребе, нешомо клолис[52], заключающая в себя все поколение – это подобие принесения омера посредством бейс дин, и действием на благо другого еврея, делающимся каждым и каждым, кто исполняет шлихус Ребе, которое подобно счету омера, который считает каждый и каждый, его личный счет в исполнении шлихус.

И подобие этих двух способов счета омера (счет дней, которые прошли у него, или счет дней, которые прошли от принесения омера посредством бейс дин) – это два способа в счете исполнения шлихус[53] Ребе:

Есть способ, когда каждый делает свой личный счет – что он сделал в Торе и в служении, в отношении самого себя и в отношении другого.

И есть способ, когда каждый делает счет, относящийся к главе поколения (подобно счету омера от принесения омера бейс дином) – насколько он исполняет шлихус Ребе, т.е., не важно ему собственное положение и состояние, «вос тут зих мит зайн нешомо», но – исполнение шлихус Ребе. И более того – в самом исполнении шлихус Ребе не важно ему мера собственного успеха, но – сам факт, что он должен исполнять шлихус Ребе.

И указание из этого: что не следует делать личные хешбойнос, но – полностью отдать себя Ребе, и тогда все дела делаются силой Ребе (как говорилось выше п. 11)

*

Тес Вов

То, что говорилось выше, что через то, что отдают себя Ребе, делаются все дела силой Ребе – сохраняет силу также после hисталкус – как обещал Ребе, что главы Израиля «не оставят свое стадо», и более того, «праведник, который ушел из этого мира – находится во всех мирах больше, чем при своей жизни».

Ребе рассказывал, что однажды отец сказал ему: «почему ты так сломлен духом («вос бисту азой цуброхн») – в связи с состоянием здоровья и т.д. – сказано «увеhиносей hахайойс йиносъу hоойфаним[54]» – когда будет «увеhиносей hахайойс» – духовность, тогда само собой будет «йиносъу hоойфаним» – материальность.

И подобно этому в нашем вопросе: когда отдают себя Ребе и исполняют его шлихус, что это есть идея «увеhинойсей hахайойс», тогда само собой «йиносъу hоойфаним» – притягивается большое изобилие также в материальности. И в особенности – в материальных делах, связанных с шлихус, поддержанием мойсдойс[55] и т.п.

Тес заин

В этом вопросе есть также указаине из поведения Ребе:

В «записках об аресте» (в 5687 г), Ребе рассказывает о сових мыслях в отношении своей семьи, которые привели его к упадку духа, и заканчивает: «прекрати думать об этом – вдруг сверкнуло в мозгу – и подобно свету молнии осветило мою мысль… ведь все – от Вс-вышнего… они зависят от меня, а я завишу от того, по Чьему слову сотворен мир… и в этот момент я поднялся в небесные выси в возвышенных мыслях… и в заслугу святых отцов… (буквы мысли). И подобно этому в продолжение записок: я не имею права думать о таких вещах, которые приводят к упадку духа… место и время требуют… твердость сердца и возвышение духа… и углубить свою мысль… в черты лица Святая святых моего отца и учителя святого Ребе… (буквы мысли). Або, або кадишо

Ребе дает совет – когда находятся в «тюрьме», в положении упадка духа и т.д. – тогда совет – связать себя с Ребе, представив себе черты его святого лица.

Время от времени каждый должен представить себе образ Ребе, и вспомнить то, что он слышал от Ребе. Даже те, кто не видел Ребе, могут представить себя его лицо посредством фотографии, и учить его Тору.

Мы должны знать, что есть у нас » або кадишо»… и само собой, нам не о чем волноваться!

И через это добавится еще более в получении hашпоойс от Ребе – в соответствии с его обещанием, что «пастухи Израиля не оставят свое стадо» – во всем, в чем нуждаются, как в духовности, так и в материальности, в детях, здоровье и заработке.

Йуд заин

И в этом добавляется также посредством того, что идут молиться на огель[56] – ибо там, где находится наиболее низкая часть человека (и в нашем вопросе – тело, похороненное в земле), там происходит связывание с аспектом йехидо[57] в душе.

В тексте молитв, которые произносят когда идут на огель – как напечатано в «маанэ лошойн» – говорят: «В заслугу таноим и амойроим… чье поселение прочно, и в заслугу праведников, похороненных в этом месте». И из этого ясно, что на могиле праведника находятся также остальные праведники, таноим и амойроим, включая и особенно (в связи с Лаг баОмер) Рашби.

И поэтому, я хочу предложить, чтобы завтра, в день Лаг баОмер, день hилуло[58] Рашби – день его радости, самой великой радости, подобной радости свадьбы, hилуло (не так, как день hисталкус Мойше рабейну, в который некоторые постятся) – все поехали на огель, где находится также Рашби.

(Адмур Шлита завершил благословением).


[1] См. Таанис 9, 1; Зогар ч. 3 221, 1

[2] «Этот холм — свидетельство…Потому назвал его «Галэд»;» (Вайейцей 31, 48)

[3] «Открой глаза мои, чтобы я увидел чудесное из Торы Твоей.» (Тегилим 119, 18)

[4] Рабби Йосеф Ицхак Шнеерсон

[5] Шир гаШирим 2, 9

[6] Захария 13, 2

[7] «А праведник верой своей жив будет.» (Хаввакук 2, 4)

[8] Будет жить

[9] будет давать жизнь

[10] Бирурим — Очищение (искр Святости)

[11] очищающий

[12] очищаемый

[13] Бирурим — Очищение (искр Святости)

[14] Влияние, воздействие, эманация

[15] Вайейцей 31, 9

[16] Пнимиюс — Внутреннее, глубинное содержание

[17] Воэсханан 4, 35

[18] Йешайа 40, 5

[19] См. Сефер Йецира гл. 4 Мишна 12

[20] камни

[21] буквы

[22] Каболас ойл — Принятие ига (Небесного Царства)

[23] Красота (третья из десяти сфирот)

[24] Счет омера

[25] Гилуим — Раскрытие (света)

[26] Каболас ойл — Принятие ига (Небесного Царства)

[27] hойдоо — Благодарность. признание.

[28] Гискашрус — Связь (с праведником)

[29] Исарусо дилейло — Пробуждение Свыше. Б-жественное раскрытие Свыше

[30] Служение человека снизу вверх

[31] Когелет Раба в начале

[32] Сыновья, мальчики, хасиды

[33] Толкования, комментарии. Старое название «мааморим«

[34] Внешние (также: противоположные святости)

[35] «Эйсов человек, сведущий в улове, человек полевой;» (Тойлдойс 25, 27)

[36] «А (затем) он спустился в Мицраим» (Ки совой 26, 5)

[37] Принужденный словом Вс-вышнего

[38] Сыновья, мальчики, хасиды

[39] «Путь мужчины — захватывать» (Йевамот 65, 2)

[40] Самопожертвование

[41] «Сжигающий их (ногти) — хасид, хоронящий их — цадик» (Нида 17, 1)

[42] См. Ликутей Дибурим ч. 1 стр. 68, 1

[43] Йехидус — Аудиенция (у Ребе)

[44] Самопожертвование

[45] Гисталкус — Уход, подъем. Смерть праведника

[46] Беспроцентная ссуда

[47] «Семенем оплодотворится.» (Носой 5, 28)

[48] «Семь раз упадет праведный, но встанет;» (Мишлей 24, 16)

[49] Тания Хинух котон в конце

[50] восполнение. Жертва, приносимая после праздника (Швуэс) теми, кто не успел принести вовремя

[51] Мидойс — Букв. «меры». Означает: чувства; моральные качества; нижние семь сфирот

[52] общая душа. Наиболее высокая душа поколения. Душа, заключающая в себе все души поколения

[53] Шлихус — Миссия

[54] «А когда поднимались живые существа эти снизу (вверх), поднимались и колеса.» (Йехезкель 1, 19)

[55] (воспитательные) учреждения

[56] место захоронения праведника

[57] Йехидо — Высший уровень души; сущность души

[58] Гилуло — Подъем; уход праведника