Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Беседа субботы Вайейшев

בס»ד

Тойрас Менахем т. 21

Стр. 259

Беседа субботы Вайейшев

На следующий день после того, как Алтер Ребе вышел из-под ареста – Алтер Ребе вышел из тюрьмы в третий день недели, йуд тес кислев, а на следующий день, в хоф кислев (четвертый день недели), после молитвы, Алтер Ребе сказал:

Свет, который был сотворен в первый день Творения – светил три дня. Баал Шем Тов, Магид… И Алтер Ребе остановился. И закончил: «на четвертый день были убраны[1] светила, но также в тот же день были по(д)вешены светила.

В течение этого дня – коф кислев (четвертый день недели) – во всем городе стало уже известно, что Алтер Ребе освобожден, и начали собираться евреи, много народу, в квартире, в которой Алтер Ребе остановился.

Алтер Ребе сообщил, что он не будет говорить хасидут[2]. К вечеру, т.е., на третий день после йуд тес кислева, в канун 21 кислева, к Алтер Ребе подошли два еврея, простые евреи, и сказали: мы живем в глубине России, и Вс-вышний свидетель нам, что мы служим Ему во всем, что мы знаем, и когда Ребе скажет хасидус – это даст жизнь нашему учению и нашему служению.

Эти слова пробудили и подействовали у Алтер Ребе, Что он будет говорить хасидус, и сказал маамар на посук «кемаим hа-поним лефоним[3]«.

В качестве предисловия к маамару сказал:

«Зэ дойр дойршов, мевакшей понехо Яакойв сэла[4]«. «Зэ дойр» – это поколение, в котором «дойршов» – руководители и главы поколения – они «мевакшей понехо» – ищут пнимиюс[5] Эйн Соф[6], и также «Яаков» – простые люди, йуд-экев, они повсюду и везде в аспекте «сэла» – крепки силой и вечностью Эйн Софа.

И после этого предисловия он сказал маамар, начинающийся словами «кемаим а-поним лефоним».

И в соответствии с этой историей, получается, что первый маамар, который сказал Алтер Ребе когда он вышел из тюрьмы – был на третий день после его освобождения — 21 кислева.

Бейс

Говорилось несколько раз, на основании слов Разал, что каждая история, и в особенности – история, которая происходила с несиим[7], и особенно – история, которую рассказали несиим – это указание к действию.

Смысл предисловия к маамару – по поводу «мевакшей понехо», поиск пнимиюс Эйн Соф, которая есть также у «Яакова» – простых людей, в которых светит аспект «сэла», вечность Эйн Соф. И это есть также содержание начала маамара «кемаим поним лефоним» – притяжение пнимиюс.

И те., что каждый и каждый должен искать в себе свой пнимиюс, и действовать путями кирув[8], чтобы раскрыть это в другом, чтобы также в другом пробудился его пнимиюс, аспект сосим[9] в душе, который в аспекте сэла – связан с силой и вечностью Эйн Соф. И как говорится в Тании, «векулей hай веулай йитен Гашем белейв ахейhем кемаим hапоним…[10]«

Стр. 263

Есть маамар Адмура Могараша, от 5637 года, начинающийся словами «эти двадцать шесть раз ‘ки леойлом хасдой[11]‘».

В этом маамаре говорится, что давать цдоко нужно «бехол меойдехо[12]» – бли гвул[13] мамош. – Это впервые, когда я встретил такой язык в отношении давания цдаки.

Когда я учил этот маамар, мне было непонятно: как возможно, чтобы давание цдоко было «бесконечно»? Ведь идея цдоко – это давать деньги, или нечто материальное, эквивалентное деньгам, и как возможно в материальной вещи «бли гвул»?

Когда говорится «бехол меойдехо» по поводу любви к Вс-вышнему, великой бесконечной любви, – это понятно, поскольку любовь – это духовное чувство, и в отношении чувства можно сказать, что оно «бесконечно», т.е., что чувство любви переполняет его, и поэтому относительно него это чувство называется «бли гвул», поскольку его сосуды не вмещают его.

И хотя относительно другого это будет считаться ограниченным чувством, поскольку у него есть более широкие сосуды, и hисбойненус[14], и чувство, происходящее от hисбойненус – они также ограниченны, тем не менее, для него это чувство называется бли гвул – «бехол меойдехо» – меойд шелхо[15], поскольку это выше чем его сосуды.

И это выражается также практически – в идее слез радости, и в идее танцев на свадьбе своего единственного сына (и подобно этому – на свадьбе вообще), и вплоть до того, что это чувство может привести к колус hанефеш[16], поскольку это выше, чем его сосуды.

Но в отношении цдоко – когда он дает нечто материальное – то любая сумма, которую бы он ни дал, даже если он отдаст все, что у него есть, это все еще ограниченно – не только относительно другого, но также в отношении него самого, ибо также он сам (дающий) может посчитать имущество или измерить стоимость того, что он дал. И если так – как возможно, чтобы давание цдоки было бли гвул?

И невозможно сказать, что имеется в виду чувство, которое приводит к даванию цдоко, что это чувство бесконечно, ибо из слов маамара ясно, что речь идет о том, что сама цдока – она бли гвул.

hей

И следует сказать в объяснение:

В цдоко есть два аспекта – собственно давание цдоки и утешение бедняка, как сказали Разал, «каждый, кто дает пруто бедняку, благословляется шестью благословениями, а тот, кто его еще утешает, благословляется одиннадцатью благословениями». И про утешение, поскольку это есть идея hергеш[17], возможно сказать, что это «бли гвул».

И это не похоже на hергеш, который приводит к тому, чтобы давать цдоко (как объяснялось выше, что невозможно сказать, что бли гвул – это его чувства), ибо чувства, приводящие к тому, чтобы давать цдоко – не являются частью собственно заповеди цдоко, но утешение – это часть заповеди цдоко, поскольку бедняк получает (не только деньги, но) также утешение. И поэтому, когда утешение бесконечно – это считается, как будто бы сама цдока также бесконечна.

Тес

И объяснение этого более подробно, и сначала – что в давании цдоко есть несколько способов:

Есть давание цдоко, ограниченное размером маасер[18], и это называется «мидо бейнонис[19]«; есть давание цдоко, ограниченное размером «хоймеш[20]«, и это «аин йофо[21]«; и есть давание цдоко, больше чем хоймеш, как объясняется в Тании, по поводу идеи «и грех свой искупи цдокой», что «не следует опасаться раздавать больше, чем пятую часть», поскольку это не называется бизбуз в подобном случае, поскольку он делает это, чтобы искупить свою душу.

И все эти способы – ограниченны, ибо хотя говорится про это бизбуз (гамевазбез ал йевазбез йойсер михоймеш») – в конечном счете, давание цдаки все еще ограниченно.

И подобно тому, как давание денег ограниченно, так и утешение ограниченно, посколку утешение – это ощущение горя бедняка и участие в его горе, и когда он дает цдоко всеми упомянутыми способами – также это чувство ограниченно, поскольку его чувства лишь настолько, чтобы дать такую сумму и не больше.

И более того, что в действительности, это не называется истинным утешением – поскольку когда цдоко дается таким образом – в этом совершенно не проявляется горе бедняка, но он дает из-за hергеш-ацмой – поскольку он знает, как велико достоинство цдоко, что «называется мицво просто», и также частные достоинства в трех вышеупомянутых способах давания цдоко – «отделяй десятую часть, чтобы разбогатеть», и подобно этому – когда дают пятую часть, и также когда дает больше чем пятую часть, для того, чтобы искупить свои грехи – все это включается в слова Разал «больше чем баал hабаис делает бедняку, бедняк делает баал абаису». И следовательно, здесь нет настоящего утешения совершенно.

И вот, есть еще один способ давать цдоко – что это есть идея мишпот бицдоко, когда он судит себя, сколько необходимо ему, а все остальное отдает на цдоко – и как говорится в Игерес аКойдеш[22] «И не сказали ‘твоя жизнь раньше’, но только когда в руке одного кружка воды… но когда бедняк нуждается в хлебе для детей… все эти вещи предшествуют красивым одеждам и т.д.».

И таким образом – давание цдоко не ограничено десятиной или хомешом, или даже больше чем хоймеш, но это так, что он отдает все что у нгео есть.

Но в действительности, также это давание ограниченно: не только что деньги, которые он дает – они ограниченны, ибо также если даст все, что у него есть, возможно посчитать, сколько он дал, и также, что даже утешение (ощущение горя бедняка) оно ограниченно, ибо это чувство выражается в том, что он отдает все, что у него есть (а это ограниченно, как говорилось выше), и следовательно, также само чувство ограниченно.

Йуд

Однако, есть еще один способ давания цдоко – когда он не думает совершенно о себе, но как только видит бедняка, первая его мысль – это то, что он должен восполнить то, что не хватает бедняку во всем, что ему требуется, и он не думает совершенно, есть ли у него в руках такая сумма, или нет.

И т.е., что чувство, когда он чувствует недостаток бедняка, и участвует в его горе – это у него совершенно безгранично, и опэтому нет в этом никаких хешбойнос. Он знает только одно – что он должен найти сумму, требуемую бедняку! Но что – эта сумма не в его распоряжении? – Тогда он будет трудиться, чтобы найти ее, и когда он решит это истинно – то «трудился и нашел — верь», и несомненно, Вс-вышний поможет ему исполнить заповедь цдоко.

И такой способ – это самое великое достоинство в заповеди цдоко, про который сказали Хазал «бехол меойдехо – бехол момойнехо», поскольку такая цдоко – это аспект бли гвул.

И т.е., что хотя также в этом случае он дает ограниченную сумму денег (хотя нет в этом ограничения «все что у него есть», ибо он дает столько, сколько необходимо бедняку, все же – самое давание ограниченно, поскольку, как говорилось выше, в материальности невозможно бли гвул), тем не менее, пиюс и ощущение горя бедняка (и это есть часть давания бедняку) оно бесконечно, ит.е, что это не есть ограниченная сила и идея в его душе, ибо он выходит совершенно из всех своих хешбойнос, и следовательно – это «бехол меойдехо».

Йуд алеф

Есть такие, кто думают:

Поскольку в цдоко есть две идеи – «дать пруто бедняку» и «мефайсой бидворим», и «утешающий его словами» это выше, чем тот, кто «дает копейку бедняку», ибо «дающий копейку бедняку благословляется шестью благословениями, а том, то утешает его словами, благословляется одиннадцатью благословениями», — если так, то зачем же ему давать бедняку копейку? – Он готов отказаться от благословений, приходящих посредством того, что дают цдоко, он выполнит свою обязанность тем, что только утешит его, ведь это даже выше, чем дать копейку, и так он выиграет вдвойне: он исполнит заповедь цдоко (посредством утешения, что еще выше, чем дать деньги), и также деньги останутся у него в кармане!..

И даже по мнению, что слова Геморо «и утешающий его словами благословляется одиннадцатью» это только тогда, когда это приходит в дополнение к тому, тчо он «дает пруто» – ведь он может исполнить свою обязанность даже по этому мнению тем, что даст одну пруту, или 18 прутот (как говорят в Америке: «хай цум лебн»), и плюс к тому он утешит бедняка словами, и получается, тчо он исполнил «утешить его» по всем мнениям, и удостаивается благословений, которыми благословляется «утешающий словами», а деньги – останутся у него!..

Однако понятно, что это самообман, поскольку само то, что не хватает в давании, показывает, что не хватает также в утешении.

И в особенности в соответствии с тем, что объяснялось выше, что давание должно быть бли гвул – это ясно, что это должно выражатсья в том, чтобы давать цдоко без всяких хешбойнос, речь не идет о том, что он не считает счет десятины, или пятой части или больше чем пятую часть, но даже он не делает счет, или эта сумма это «все что у него есть», или больше того, поскольку он знает только одно – что он должен дать бедняку все, что ему нужно.

Йуд бейс

Известно в достоинстве заповеди цдоко, что «рука раздающая цдоко» становится «мерково мамош для Высшей Воли2, т.е. что становится мерково для сфирас хесед дэАцилус.

Йуд гимел

Практически:

Говорилось в беседе йуд тес кислев, по поводу цдоко в помощь Эрец Исрэол («эрец га-хаим»), что каждый должен дать цдоко на строительство поселения, которое построят в Кфар Хабаде.

И поэтому, следует напомнить, что основное достоинство цдоко – это когда дается бехол меойдехо, бесконечно, и бехол меойдехо выражается также в действии, и в нескольких моментах:

1) Дают с радостью и добрым сердцем. Ибо, когда человек делает «хешбойнос», то иногда он приходит к выводу, что это стоит того, а иногда и т.д., и он не понимает, что в действительности, цдоко – это его личное благо, ибо «больше того, что баал баис делает для бедняка, бедняк делает для баал абаис», но когда он убирает себя в сторону совершенно, и думает только о самом деле – тогда ясно, что он дает с радостью и добрым сердцем.

2) Дает без всяких условий, проскольку основное – это чувство того, что нужно помочь бедному, а не самоощущение. (как говорилось выше п. 10)

3) Он не считается с суммой, которая есть в его распоряжении, но с требуемой суммой. И, как говорилоь выше, поскольку он находится в движении бехол меойдехо, т.е., что он выходит их всех ограничений и расчетов, и это дело затрагивает его до глубины души (до самой сущности его души) – он знает только одно – что он должен дать требуемую сумму.

И по прсотому: он не делает «счет» сколько есть у него в «банке», но пишет «чек» на сумму, которая от него требуется, не задумываясь совершенно, есть ли у него чем покрыть этот чек или нет.

Некоторое время спустя, когда он «протрезвеет» от движения «бехол меойдехо», и прийдет в состояние hисйашвус – тогда он скажет своему «бухгалтеру», что поскольку он уже отдал чек, то это уже «пропало»… он не может отказаться, поскольку чек уже вышел из его распоряжения, и он находится бей гозо дэрахамоно, и сейчас нужно искать пути и способы, как покрыть этот чек.

И когда он будет делать так – несомненно, Вс-вышний укажет ему путь, как покрыть чек, так. Тчобы чек не вернулся из «банка», и не пришлось ему краснеть и тд..

Йуд далет

Хасидим – они умные («хасидим зайнен дох клуге»), и поэтому были некоторые, написав, сколько они собираются дать, использовали возможность, чтобы попросить несколько и несколько вещей в заслугу того, что они дают цдоко.

И поэтому, из всего вышесказанного ясно, что не таков должен быть сейдер в давании цдоко, поскольку цдоко следует давать без всяких условий и без всяких расчетов, но «бехол меойдехо».

Единственный лимуд-зхус, который есть на них – это в соответствии со словами Геморо «дающий цдоко для того, чтобы… — это законченный праведник»,

— есть, кто обсуждают («пшетлен зих» и утверждают, что есть здесь ошибка, и должно быть «это совершенная цдоко». Но зачем нам дискутировать ради того, чтобы уменьшить достоинство Израиля? Правильная версия – «это законченный праведник» –

И как объясняют комментаторы, что различие между евреем и неевреем, леhавдил, что «нееврей дает только с таким условием, а если нет – он раскаивается в том, что дал», и жалеет что дал цдоку, но «Исроэл – их мысль к небесам, будет ли жив или нет, и он не осуждает меру суда», ибо условие – это только на словах, но в глубине своего сердца он хочет дать цдоко даже если условие не будет исполнено.

И действительно, это, правда, оправдание, но понятно, что не это настоящее достоинство цдоко, но давать цдоко нужно без всяких условий и без всякой выгоды. Все, что Вс-вышний обещает в заслугу цдоко – несомненно, Вс-вышний исполнит, но в отношении того, кто дает – это не должно быть его заботой, но он должен дать без всяких расчетов – бехол меойдехо».

275

Коф алеф

Есть два вида испытаний – испытание бедностью и испытание богатством, как сказано «бедность и богатства не давай мне».

И хотя и то и то – испытания, но тем не менее, испытание богатством лучше и приятнее, чем испытание бедностью – не только в отношении его самого, но также в отношении другог – ибо у богатого – можно в конце концов получить из его рук понемногу, а в конце концов – даже много, а у бедняка – ничего нельзя получить.

И поэтому нужно идти «лехатхило арибер» – способом богатства, делать широкие кейлим, и когда идут по этому пути – помогает Вс-вышний, и все вещи ведутся широко.


[1] В оригинале – игра слов: «ניטלו» — были убраны; נתלו — были по(д)вешены

[2] Т.е., маамар

[3] «Как (в) воде лицо – к лицу, так сердце человека – к человеку.» (Мишлей 27, 19)

[4] «Это поколение вопрошающих Его, ищущих лица Твоего.» (Тегилим 24, 6)

[5] Пнимиюс — Внутреннее, глубинное содержание

[6] Эйн Сойф — Бесконечный

[7] руководители (Хабада)

[8] Кирув — Приближение

[9] Сосим — Сокрытое, сокровенное (арам.)

[10] «И быть может, даст Вс-вышний в сердцах их братьев, как в воде отражается лицо…» (Сефер шел бейноним, гл. 4, посл. 2)

[11] «Потому что навеки милость Его.» (Тегилим 118, 1)

[12] «Всем достоянием твоим» (Воэсханан 6, 5)

[13] Бли гвул — Бесконечность; безграничность

[14] hисбойненус — Сосредоточенное размышление

[15] Сверх твоих возможностей

[16] стремление души к Б-жественности, вплоть до того, что душа отделяется от тела

[17] чувство

[18] десятина

[19] средняя мера

[20] пятая часть

[21] «добрый глаз»

[22] Симан 17