Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Хинух котон

ВРАТА ЕДИНСТВА И ВЕРЫ

Собрана из книг и речений мудрецов великой святости, души их пребывают в Эдене. Основана на первой части молитвы "Шма"[1].

"Воспитывай отрока согласно пути его[2] — и, даже состарившись, не отступит от него"[3]. Так как написано "согласно пути его", ясно, что это не самый истинный путь, а если так, в чем же его достоинство, что, "даже состарившись, не отступит от него"? Известно, что страх и любовь — корни и основы служения Всевышнему. Страх — корень и основа [исполнения веления] "Избегай зла…"[4], а любовь — исполнения [веления] "…и твори добро"[5] и всех позитивных заповедей, как написанных в Торе, так и установленных нашими мудрецами, как это будет объяснено в своем месте[6]. (Заповедь, предписывающая воспитание детей[7], предполагает также, [что их будут приучать на практике исполнять] позитивные заповеди, как сказано в [книге "Шулхан арух", раздел] "Орах хаим", 343.)

В Торе, в конце главы "Экев", о любви написано: "Заповедь, которую Я повелеваю вам делать, — любить Всевышнего и т. д."[8]. И нужно понять, какое отношение действие имеет к любви, которая в сердце. Объясняется это тем, что есть два вида любви ко Всевышнему. Одна — жажда Творца, которой душа обладает по природе своей[9]. [Она может проявиться, только] когда рациональная душа поборет телесное и сломит и покорит его себе. Тогда [любовь] возгорится и воспылает самозанимающимся пламенем, и возликует и возрадуется во Всевышнем Творце своем, и станет в Нем испытывать великое наслаждение. Те, кто удостаиваются ступени такой великой любви, называются праведниками[10]‘ как написано: "Радуйтесь, праведные, во Всевышнем"[11]. Но не каждый может удостоиться этого, ибо нужно глубочайшее очищение телесного, а также великое знание Торы и много добрых дел, чтобы удостоиться возвышенной ступени души нешама, которая выше ступеней руах и нефеш[12], как написано в книге "Рейшит хохма", гл. "Шаар гаагава".

Вторая же — любовь, к которой может прийти каждый путем неустанного размышления в глубине своего сердца о тех вещах, которые пробуждают любовь ко Всевышнему, скрытую в сердце каждого еврея. [Предмет размышления может быть] либо общего характера — о том, что Он — сама наша жизнь[13]; и так как человек любит душу и жизнь свою, любовь ко Всевышнему пробудится в нем, когда он начнет размышлять и глубоко проникнется в сердце тем, что Б-г — его истинная душа и сама его жизнь, как комментируются в книге "Зогар" слова Торы: "[Ты] душа моя, Тебя я жажду и т. д."[14], — либо же частного характера, когда человек поймет и постигнет величие Короля королей, Всевышнего, благословенно Его имя, углубляясь во все детали и аспекты в той мере, в какой его ум сможет это постичь, и даже сверх того. А затем он станет размышлять о великой и чудесной любви Всевышнего к нам, о том. как Он спустился в Египет, "срамное место земли"[15], для того, чтобы вывести души наши из железного горнила[16], а это — "ситра ахра"[17], да сохранит нас Всевышний, и приблизить нас к себе, и соединить нас самым реальным образом с именем Его[18], а "Он и Его имя едины"[19]. А это значит, что из предельно низкого и нечистого положения[20] Он поднял нас к вершине святости[21] и величия Своего, которому нет ни конца, ни предела. И тогда "как в воде отражается лицо против лица»[22] — любовь пробудится в сердце каждого, постигающего это и размышляющего в глубине своего сердца, и он станет любить Всевышнего крепкой любовью и сердцем и душой станет Ему привержен, как это подробно будет объяснено в другом месте[23].

Такую любовь Моше Рабейну, мир ему, хотел укоренить в сердцах всех евреев, [как сказано] в главе "А теперь, Израиль"[24]: "Ведь Всевышнему, Б-гу твоему, принадлежит небо… только отцов твоих пожелал… и вы обрезали… семидесяти душ… и ты будешь любить"[25]. И потому, говоря об этой любви, в заключение он приводит слова: "…которую Я повелеваю вам сегодня делать"[26], — ибо эта любовь "делается", создается в сердце пониманием и знанием тех вещей, от которых пробуждается любовь. А это уже было заповедано ранее: "И да будут слова эти, которые Я сегодня тебе повелеваю, на сердце твоем"[27], — чтобы таким образом человек достиг любви ко Всевышнему, как говорится в "Сифри" об этих словах Торы.

И об этом втором виде любви можно говорить как о заповеди, а именно — заповедь эта обязывает обращать сердце и ум ко всему тому, от чего пробуждается любовь. А о первом виде любви, пламени, само собой занимающемся, нельзя вообще говорить как о повелении и заповеди, она — дар, ниспосылаемый праведникам в награду, чтобы они испытали нечто подобное блаженству будущего мира уже в этом мире. Таков смысл слов: "Я дам вам священничество ваше как служение, ниспосланное в дар"[28], как это будет объяснено в своем месте[29].

Но сведущим известен смысл слов: "Ибо семижды падает праведник[30] и снова встает"[31]. И тем более, что человек называется существом "идущим"[32], а не "стоящим", он должен переходить от ступени к ступени и никогда не оставаться стоять на каком-нибудь одном уровне. А между ступенями, перед достижением ступени более высокой, чем прежняя, он находится в состоянии падения[33] по отношению к своей прежней ступени, однако, "хоть и упадет, не будет сброшен", как написано[34]. И это — падение только по отношению к его прежней ступени, но не по отношению к другим людям, сохрани Всевышний, ибо несмотря на это [состояние падения], он выше всех остальных людей в своем служении [Б-гу], так как в его служении сохраняется впечатление от его прежней ступени. Однако служение его коренится в любви [к Б-гу], в которой он был воспитан и к которой был приучен в молодости еще прежде, чем достиг ступени праведника, и поэтому написано: "Даже состарившись, не отступит от него и т. д.". Источник же всего, что побуждает к любви и страху, и его основа — это чистая и твердая вера в единство и единственность Б-га, да будет Он благословен и превознесен.

К отрывку "Воспитание малых"

[1]   Молитва "Шма" включает три отрывка из Торы: Дварим, 6:4-9,11:13-21; Бемидбар, 15:37-41. К первой ее фразе мудрецы наши добавили слова: "Благословенно имя славы царства Его навеки".

[2]   Согласно уровню понимания в его возрасте.

[3]   Мишлей, 22:6.

[4]   Тегилим, 34:15. Имеется в виду исполнение запретов.

[5]   Тегилим, 34:15.

[6]   Тания, часть 1, гл. 4, 41.

[7]   Тора обязывает приучать ребенка исполнять заповеди, хотя он еще почти не осознает смысл и значение их. Подобно тому любовь к Б-гу у "средних" (людей, совершенно непричастных ко -злу действием, речью и мыслью, но еще не искоренивших в себе зло и вынужденных с ним бороться), которая возникает у них в результате "малого разумения", является лишь стадией воспитания по сравнению с любовью от "великого разумения", которой они смогут достичь, став праведниками (совершенно искоренив в себе зло).

[8]   Дварим, 11:22.

[9]   Так как Б-жественная душа — частица Самого Б-га ("часть" в смысле общности, а не в смысле деления). Поэтому стремление к Б-гу, своему Источнику, в ней естественно. Ср. Тания, часть 1, гл. 19.

[10]   Праведник — тот, в ком совершенно не осталось зла, даже "не подающего голоса".

[11]   Тегилим, 97:12.

[12]   Ступени души. Нефеш, руах и нешама — жизнь тела, жизнь души и душа сама по себе. Нефеш оживляет каждого человека, ступень руах достигается исполнением Торы и заповедей, а для достижения ступени нешама необходимо совершенное очищение и возвышение физического в человеке.

[13]   О постижении этой истины в Торе написано: "А ты избери себе жизнь". Это значит осознать, что подлинная жизнь — не только не физическая, но даже и не духовная, а Сам Всевышний, оживляющий живых, Бесконечный, благословенно имя Его. Ср. Дварим, 30:20.

[14]   Йешаягу, 26:9.

[15]   Брейшит, 42:9.

[16]   Ирмеягу, 11:4.

[17]   "Ситра ахра" — силы зла, всё, что обращено к собственному существованию, а не к Б-гу, а потому получает жизненную силу не от самой Его святости, а как бы помимо Его желания, "сзади".

[18]   Даровать Тору.

[19]   Зогар, часть 2, стр. 906.

[20]   Из Египта.

[21]   К дарованию Торы.

[22]   Мишлей, 27:19.

[23]   Тания, часть 1, гл. 46.

[24]   Дварим, 10:12.

[25]   Дварим, 10:14-11:1.

[26]   Дварим, 11:22.

[27]   Дварим, 6:6.

[28]   Бемидбар, 18:7.

[29]   Тания, часть 1, гл. 14,43; часть 4, поел. 18.

[30]   Тот, кто продвигается к ступени праведника. Хотя это относимо и к совершенным праведникам.

[31]   Мишлей, 25:61. "Если бы не упал, не встал бы, если бы не был во тьме, не увидел бы света" (Мидраш Тегилим).

[32]   Ср. Зхарья, 3:7.

[33]   Он должен забыть наслаждение прежнего уровня для того, чтобы перейти к уровню более высокому.

[34]   Тегилим, 37:24