Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Благодарственная трапеза у семьи Нахияси, Холон

בס»ד

12 тишрей 5771

Рав Ицхак Гинзбург

Лехаим, лехаим всем.

Начнем с пожелания доброго и сладкого года для всех, всей уважаемой семье, всем друзьям семьи, и всему еврейскому народу – чтобы мы удостоились доброго и сладкого года, года избавления и прихода Мошиаха.

«Достойны весь Израиль сидеть в одной сукке»

Мы сейчас находимся между Йом Кипур и праздником Суккот. Я вижу, что сосед здесь тоже строит сукку – замечательно, что народ Израиля занимается заповедями. Есть мнение в Иерусалимском Талмуде, что также на строительство сукки говорят благословение. Мы постановляем как Бавли, и не благословляем на строительство сукки, но только на нахождение в сукке,  но сам факт того, что еврей занимается исполнением заповеди своими руками – это великое дело, до такой степени, что по мнению Йерушалми следует благословлять на него, и в сердце, несомненно, мы должны благословлять и благодарить Вс-вышнего за то, что Он дает силы нашим рукам и дает нам возможность подготовить и исполнить все заповеди.

Особый смысл суккот – это «сукат шалом», «шалаш мира», и это также связано с излечением. Для того, чтобы вылечить весь еврейский народ, нужно создать сосуд, как для любого благословения. Говорится в книге Тания, что сосуд для всех благословений – это единство и мир между евреями, чувствовать братьями.

Среди четырех видов растений именно аравот (ивы) указывают на братство. В высших сфирот это сфирот нецах и год. Нецах – это вечная жизнь, а год – это просто благодарить Вс-вышнего, как мы объясним далее, за вечную жизнь, которую Он дает нам. Говорится, что аравот (ивы) растут вместе, «по-братски», поэтому по арамейски они так и называются «ахвина», от языка «ахава», «братство».

Но в основном мы хотим сегодня говорить о самой сукке. Есть удивительное выражение Хазал, комментирующее стих «каждый гражданин в Израиле пусть живет в сукке», и Хазал объясняют, что «достоин весь Израиль сидеть в одной сукке». Это заповедь, которая как бы окружает, на языке каббалы это называется «ор макиф», есть «окружающий свет» сукки, охватывающий весь еврейский народ. Поэтому весь еврейский народ достоин сидеть в одной сукке.

Это выражение удивительно. Что Хазал хотят сказать нам этим? Чтобы мы построили какую-то гигантскую сукку, и чтобы все евреи пришли в эту сукку и сидели в ней? По простому смыслу имеется в виду, что можно исполнить обязанность нахождения в сукке также в одолженной сукке, несмотря на то, что это не моя собственная сукка, и так Раши объясняет простой смысл, что каждый еврей – друг за другом – ведь по простому смыслу нет такой большой сукки, которая могла бы вместить всех евреев. Это – простой смысл.

Но все комментаторы задают вопрос: если это – простой смысл, то почему же это сказано таким именно языком? Ведь когда я слышу, что «все евреи достойны сидеть в одной сукке», то в моем воображении вырисовывается что действительно все евреи, одновременно, все заходят и сидят вместе, в любви и братстве. Ведь если простой смысл – лишь в том, что можно исполнить заповедь в чужой сукке, чтобы один вошел, и вышел, и потом еще кто-то зайдет, друг за другом – то почему же выразили эту мысль такими словами?

Есть много ответов. Обычно, когда мы изучаем какую-то тему с точки зрения каббалы и хасидизма, то мы стараемся взять все разнообразие объяснений великих учителей Израиля из поколения в поколение, объяснявших данный вопрос, и построить из этого, мы называем это «парцуф».

Что означает «парцуф»? – Есть одно объяснение, которое обращается, скажем, к «хохма» в душе, и есть другое объяснение, обращающееся к «бина», и есть еще объяснение, связанное с «даат», и так есть десять сфирот в каббале. Когда изучают какую-либо тему с точки зрения каббалы, то стараются найти различные объяснения в ниглэ, в простом смысле, как это соответствует, и как это «макбиль» высшим сфирот.

Высшие сфирот – это, в сущности, силы моей собственной души. Если есть сфира «хохма» Свыше – то ведь мы созданы «по образу Вс-вышнего», и сказано «из плоти своей узрю Вс-вышнего» – если я хочу хотя бы чуть-чуть понять, что есть Свыше – я должен погрузиться вглубь собственной души, и, если у меня есть сила «хохма» (нужно знать, чем она отличается от «бина» и «даат») – то это указывает, что также Свыше есть «хохма», и так это в отношении всех сфирот – «из плоти своей узрю Вс-вышнего».

Хохма – это первая сфира области сознательного в душе человека, сознательного разума человека. Но есть также бессознательный, или над-сознательный разум в душе человека, называемый в каббале «кетер» («корона»). Корона находится над головой, и она символизирует бессознательное, над-сознательное. В кетер также есть несколько ступеней, но наивысшая и наиболее важная ступень – это эмуна (вера).

Кетер

Есть объяснение, и это будет первое объяснение, которое мы дадим, что когда Хазал сказали, что «достойны все евреи сидеть в одной сукке», они хотели этим сказать, что есть нечто, сравнивающее и приравнивающее всех нас, что мы все – одно, каждый, кто называется именем еврей – и это – вера, простая вера во Вс-вышнего.

Эта вера коренится в самой сущности нашей души, мы не всегда сознаем это, но, когда человек проходит через испытание – и поэтому мы сейчас празднуем, и проводим гитваадут – и объясняется в хасидут, что основной смысл испытания – это для того, чтобы раскрыть веру. Обычно говорят «укрепиться в вере», но – если человек не проходит через испытание – то человек может прожить все свои семьдесят или сто двадцать лет, и не обнаружить сокровищницу, сокрытое сокровище веры, что это, по сути, то, что делает его евреем. Основное испытание человека – это испытание его веры. Так объясняется в хасидизме. Если есть испытания в жизни – это только и исключительно ради веры, и когда человек, силой своей веры, преодолевает испытание – и само собой, также Вс-вышний посылает ему полное выздоровление – тогда его вера становится знанием. Мы объясним это в продолжение. Но прежде всего, следует раскрыть веру – ибо это то, что объединяет всех нас.

В святом Зогаре говорится, что схах (покрытие сукки) называется «тенью веры». Известно, что в сукке «тени должно быть больше чем света». Должно быть достаточное количество схах, чтобы было больше тени, чем солнечного света. Т.е., основной смысл схаха – это тень. Что означает эта тень? В Зогар говорится, что эта тень – это «тень веры».

Почему вера называется «тенью»? Как мы сказали ранее – что я не всегда осознаю это, тень – это такая вещь, которую я не всегда осознаю. Тень – это высшая тьма. И я сижу под тенью моей собственной веры, я верю во Вс-вышнего. Схах здесь символизирует мою собственную веру во Вс-вышнего, но возможно, что эта вера остается в «макиф» – чем то, что я не осознаю.

Поэтому, действительно, говорится, что для того, чтобы приблизить это к сознанию – собственно, это первая мишна в трактате Сукка – запрещено, чтобы сукка была выше 20 локтей. И по одному мнению в Гемаре, это ограничение высоты сукки — для того, чтобы мы знали, что мы сидим в сукке, чтобы глаз был в состоянии схватить, но есть мнение, что это ограничение существует для того, чтобы это была тень схаха, а не тень стенок. Если это выше 20 локтей – то это уже тень стенок, не от схаха.

Так или иначе, сказано, что «сукка будет для тени, защищающей от жары», как говорится в Йешаягу, и эта тень называется «тенью веры». Это первое объяснение говорит, что поскольку сукка – это тень веры, а эмуна – вера – это то, что равно во всех нас, это то, что делает нас евреями вообще – поэтому говорится, что «достоин весь Израиль сидеть в одной сукке», поскольку эта вера соединяет и объединяет всех нас.

Это – первое объяснение, что то, что сказали «достойны все евреи сидеть в одной сукке» – это то, что у всех нас есть нечто общее, простая вера, тень веры, и силой этой веры мы преодолеваем все испытания жизни, и в конце концов удостаиваемся даат – знания, «ибо наполнится земля знанием Б-га как вода покрывает море», прихода Мошиаха, геула. Все – силой нашей веры – все изгнания, все несчастья, пережитые народом Израиля, каким образом народ Израиля уцелел и выжил? Только силой нашей веры.

До сих пор – объяснение, соответствующее кетер, над-сознательному в человеческой душе.

Хохма

 В книге Тания, по какой-то причине, вообще не упоминается «кетер» в силах души. Алтер Ребе начинает с «хохма». Почему? Ведь весь хасидизм – одно из главных открытий хасидизма – это то, что у человека есть область бессознательного. Тот, кто изучает психологию – думает, что это открытие – тоже одного еврея – около ста лет назад, открывшего, что есть бессознательное. Это говорится во всех книгах каббалы с древних времен, и в особенности – учение хасидизма очень и очень подчеркивает аспект бессознательного в душе.

И тем не менее, именно в книге Тания – одной из основ всего учения хасидизма, «письменной Торе» учения хасидизма – вообще не упоминается явным образом «кетер», бессознательное.

Даже когда Алтер Ребе говорит о вере, он относит веру к сфире хохма, он объясняет, что истинная хохма – это не разум. Я мог бы подумать, что хохма – это разновидность разума, есть три типа разума, один, называемый «хохма», и другой, называемый «бина», и третий, называемый «даат». Но Алтер Ребе объясняет, что хохма – это выше, чем разум. И там, внутри хохма, находится эмуна еврея. Вера – это также и сила преодолевать испытания в жизни, и также сила действовать, идти на мсирут нефеш в действии.