Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Исход субботы-"шува", канун 4 тишрей 5771

בס»ד

В доме семьи Маранц, Кфар Хабад

Из урока рава Ицхака Гинзбурга Шлита

Алеф. «Авину малкейну эйн лану мелех эла ата»

Меня всегда удивляло, как это говорят «эйн лану мелех»[1] без продолжения. Когда поют это, то сначала говорят «эйн лану мелех» — «нет у нас царя», и только потом продолжают «нет у нас царя, кроме тебя». Можно объяснить это в соответствии с тем, что говорится в Тании, и во всех маамарим, посвященных Рош аШана, что в канун Рош аШана есть «исталкут малхут[2]«. Желание и воля Вс-вышнего быть царем как бы «пропадают», есть какой-то момент, когда, кажется, Ему «надоело», Ему, как будто бы, больше не хочется быть царем, не дай Б-г, у него больше нет ни воли, ни желания в Его царстве.

Так объясняется в хасидут, и вся наша работа в Рош аШана – это вернуть, трублением в шофар, молитвой – «заповедь дня – трубить в шофар», чтобы Вс-вышний снова вернулся и снова пожелал быть царем. Возвращение после ухода подобно договору, подвергнутому сомнению, и подтвержденному снова. Когда Вс-вышний снова желает быть царем, это желание приходит из более высокой ступени.

То, что было раньше, ушло – закончилось желание быть царем. Если мы способны снова привлечь это желание, значит, оно приходит из более высокого уровня, более высокий свет, который еще никогда не раскрывался в мире. Это «новое желание» – есть более высокий Б-жественный свет, раскрывающийся в мире, проявление нового желания и нового наслаждения Вс-вышнего быть царем.

Если так, то можно объяснить, что когда мы говорим «отец наш, царь наш, нет у нас царя» – обращаясь к Вс-вышнему – это не просто пустой крик в воздух, что у нас нет больше царя – это приходит из чувства, что есть исталкут рацон, «уход желания», что Вс-вышний не желает больше царствовать над нами. После этого мы продолжаем, «нет у нас царя, кроме Тебя», и так мы притягиваем из более высокого уровня, чтобы Вс-вышний снова пожелал быть над нами царем.

Это есть общая идея служения в Рош аШана – чтобы Он не оставил нас. Что значит «царь»? – Нет царя без народа, и в тот момент, когда у Него есть народ – Он отвечает за этот народ, он заботится о нем. «Отец наш, царь наш» – как отец заботится о своих детях, также и Вс-вышний заботится, и в определенном смысле царь заботится еще больше, чем отец.

Есть аспект, в котором народ более связан с сущностью царя, даже больше, чем сын привязан к своему отцу. Так или иначе – практическое выражение этого – что Он заботится о нас. Понятно, что также как Он заботится о нас – так же мы должны заботиться о Нем – «Исраэль кормят своего Небесного отца». Торой и заповедями, которые мы исполняем, мы «заботимся» о Нем, если можно так сказать, и через это – Он заботится о нас.

В (нет никого) «кроме тебя» я забочусь о Нем, забочусь как в смысле моей обязанности «кормить» Его, но еще перед этим – забочусь, что будет с Ним, и что будет с нами. Когда есть исталкут – есть двойная забота, что будет дальше. Поэтому, когда я говорю «отец наш, царь наш, нет у нас царя» – это выражает чувство исталкут, и сразу я продолжаю – без того, чтобы допустить даже возможность исталкут, как известно в хасидут, что «каждый год, бедный в начале, обогащается в конце» –  это может произойти немедленно, и не требуется много времени, чтобы обогатиться – «нет царя, кроме тебя» – так можно объяснить этот вопрос.

Можно сказать еще «ворт» – в соответствии с тем, что известно от Баал Шем Това, что всюду, где говорится «эйн» («нет»), можно толковать «аин» («ничто»), как, например «эйн мазал леИсраэль»[3]. Перед нашим «вортом» скажем «ворт» рабби Леви Ицхака на одну из молитв Рош аШана. Мы говорим в молитве «ибо нет защитника перед лицом обвинителя», и он объясняет в «Кдушат Леви» – да защитит нас заслуга его, нас и весь еврейский народ – что «нет защитника» означает, что нет даже одного защитника на тысячу обвинителей, и, тем не менее, мы просим, чтобы Вс-вышний помиловал нас. Но Кдушат Леви говорит, что можно прочитать это как «аин» – что если человек унизит себя чрезвычайно, достигнет ступени «аин» – это становится его защитником. Сколько бы ни было обвинителей, если человек достигает «аин» – в заслугу этого он выйдет из всех обвинений и также победит, «дидан ноцах». Все зависит от шифлут[4]. Это – день памяти[5], и когда Вс-вышний помнит нас? «шебешифлейну захар лану, ки леолам хасдо» – когда мы унижены – Вс-вышний помнит нас. Так он объясняет «беэйн мейлиц йошер».

«Кто будет унижен, и кто возвысится». (Рав сказал с усмешкой): «есть книга, которая называется «кто есть кто», все «кто есть кто» в мире…». Говорят это в продолжение «унетане токеф»[6]. Есть много, что можно сказать про все «кто и кто», сначала начинают со «сколько и сколько» – «сколько пройдут, и сколько выздоровеют» – можно петь это на мотив «ал ахат кама векама[7]«…

«Ибареун» – «выздоровеют» – взято из Иерусалимского Талмуда, там говорится, что в Рош аШана мы выходим победителями на суде и как будто бы рождаемся заново. Это означает «Кама йибареун» – родиться заново, полностью обновить свою жизнь.

В конце говорится «кто унизится и кто возвысится». Известно, что в хасидут все объясняется в лучшую сторону, даже то, что на первый взгляд кажется противоположным благословению – в действительности это благословение. Здесь, в конце, это очевидно, что, на первый взгляд, «кто унизится» это плохо, а «кто возвысится» – это хорошо. Завершение хорошо, все идет за завершением. Но также «кто унизится» можно объяснить в лучшую сторону – кто возвысится в конце? – Тот, кто унизится, тот, кто считает себя «ничто», кто достигнет ступени «ничто», кто унизит себя самого – именно он в конце «возвысится».

Мы учили перед Рош аШана, что Рош аШана – это день Авраама-авину, ав-рам. В Рош аШана и также в Йом Кипур цель – достичь «ми йорум» – «кто возвысится» – конечная цель всех состояний и всех жребиев будущего года. В начале это «кто будет жить» – «все идет за началом», и конец – «кто возвысится», ибо все идет за завершением. Тогда весь Рош аШана – это «кто будет жить… и кто возвысится». «Сколько перейдут» – от глупости этого мира – если человек переходит от всех своих глупостей – тогда «Кама йибареун» – тогда он родится заново, станет другим человеком. И тогда «кто будет жить и кто возвысится» – это «кто есть кто», главное «кто есть кто».



[1] Мотив, который поют перед тем, как говорят молитву «авину малкейну» («отец наш, царь наш») начинается словами «отец наш, царь наш, нет у нас царя, кроме тебя». На общепринятый мотив это поется так, что «нет у нас царя» поется отдельно, а «кроме тебя» добавляется только позднее. Прим. переводчика.

[2] Подъем сфиры малхут в кетер

[3] объясняется, что «аин», ступень Б-жественности, несоизмеримо выше мироздания, является «мазаль леИсраэль».

[4] Букв. «униженность».

[5] Одно из наименований Рош аШана в еврейской традиции – «йом а-зикарон», день Памяти, день, когда Вс-вышний вспоминает о всех своих творениях.

[6] Одна из наиболее важных молитв в Рош аШана и Йом Кипур. Историю этой молитвы см. например в «Полной истории тишрей«

[7] Известный пасхальный мотив.