Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Из писем Ребе

«И была земля хаотична и пуста, и тьма над бездною, и дух Вс-вышнего над водами».

«…дух Вс-вышнего над водами – это дух Машиаха», – сказано в Мидраше. С начала сотворения мира, до сотворения человека, и тем более, до дарования Торы, – в мире присутствует дух Машиаха!

Два этапа Избавления: первый, естественный, и второй, чудесный, ожидают нас. Сегодня мы еще не удостоившись первой стадии освобождения, когда будет снят с нас гнет народов, но в природе материального мира не произойдет изменений. Но и в этих условиях мы обязаны вглядываться во вторую его стадию – эпоху чудес, возвышающихся над природой: например, воскресение мертвых.

Это относится не только к ожиданию Машиаха, «в сердце», но и к практическому служению Вс-вышнему.

Ожидание первого периода дней Машиаха, когда «не будет ни голода, ни войны», дает силы для служении Вс-вышнему в галуте, уничтожает преграды, словно Избавление уже началось.

Ожидание второго периода Избавления – времени «чудес из чудес» поднятых над природой, – позволяет еврею достичь еще более высокой формы служения – освобождения от ограничений, налагаемых природой.

Сотворенному миру суждены шесть тысяч лет – в соответствии с шестью днями Творения. Намек на это мы находим в книге псалмов царя Давида в стихе: ибо тысячи лет в глазах Твоих, как день вчерашний, проходящий. В книге «Ор гаХаим» сказано: «Шесть тысячелетий подобны шести дням Творения, – шесть суток, состоящих из ночи и дня: «И был вечер, и было утро…»

Пятьсот первых лет каждого тысячелетия ночь, пятьсот последних – день.

Получается, что «утро шестого тысячелетия» – его рассвет – начался в 5500 году от сотворения мира.

Изгнание сравнивается с ночью, а освобождение – с днем. Утро шестого тысячелетия – рассвет Избавления.

Если посмотрим на календарь, полдень шестого тысячелетия уже пройден.

«И не встанет пророк в Израиле, больше Моше»

Описывая Машиаха Рамбам говорит:

«Машиах будет -… великим пророком, близким по уровню к Моше-рабейну».

Таким образом, Рамбам подчеркивает, что, как пророк, Машиах будет лишь приближаться к Моше, и как сказано в Торе: «…не встанет более пророк в Израиле, как Моше»

Однако пророк Иешияпу говорит о Машиахе: «…уразумеет раб мой, поднимется и превознесется и возвысится чрезвычайно!» А комментаторы Мидраш говорит:

«поднимется» – над Авраамом,

«превознесется» – над Моше,

«возвысится» – над ангелами служения».

Следует ли из сказанного, что Машиах превзойдет также и Мойше-рабейну?

По пророческому дару никто не может сравниться с Моше. Недаром Моше называется «Учителем всех пророков». Во всех же других областях – царстве, знании Торы и так далее – Машиах превзойдет всех. Поэтому именно он будет учить Торе весь народ, даже праотцов Авраама, Ицхака и Яакова, и самого Моше-рабейну!