Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Фундаментальные законы Торы

или Книга Знаний

В ней пять групп законов, и вот их порядок:

• фундаментальные законы Торы

• законы об образе жизни

• законы изучения Торы

• законы об идолопоклонстве и нееврейских обычаях

• законы раскаяния.

Фундаментальные законы Торы

Они включают десять заповедей — шесть заповедей повелевающих и четыре запрещающих; и вот их перечисление:

1. Знать о существовании Всевышнего.

2. Не допускать мысли о существовании другого Б-га, кроме Всевышнего.

3. Считать Его единым.

4. Любить Его.

5. Бояться Его.

6. Освящать Его имя.

7. Не осквернять Его имени.

8. Не уничтожать имена Всевышнего и предметы, посвященные Всевышнему.

9. Слушаться пророка, говорящего от Его имени.

10. Не испытывать Его. И объяснение всех этих заповедей — перед вами.

Глава первая

1.1 Основа основ и столп мудрости — знать, что есть Изначальный Сущий, и Он осуществляет все существующее; и все существа на небе и на земле, а также между ними, не существуют иначе, чем в силу истинности Его существования. (2) И если можно было бы предположить, что Его нет — никакая другая вещь не могла бы существовать. (3) А если можно было бы допустить, что ничего не существует, кроме Него — Он Один остался бы существовать и не исчез с исчезновением всего, так как все объекты действительности нуждаются в Нем, а Он, Благословенный, не нуждается ни в творении в целом, ни в каждом из творений в отдельности.

1.2 Поэтому Его истинность не похожа на истинность одного из творений. (4) Об этом говорит пророк: «И Господь Б-г — истина» (Иермияу 10:10) — только Он истина, и ничто не истинно так, как Он. О том же сказано в Торе: «Нет другого, кроме Него» (Дварим 4:35), то есть ничто не истинно так, как Он.

1.3 (5) Этот Сущий — Б-г мира, Господин всей земли. И Он управляет Вселенной силой, которой нет конца и ограничения, силой непрерывной, так как Вселенная находится в постоянном движении, а это невозможно без Движителя; и Он, Благословенный, управляет ею не рукой и не телом. (6) И знание этих вещей -повелевающая заповедь, как сказано: «Я — Господь, Б-г твой» (Шмот 20:2; Дварим 5:6).

1.4 И каждый, кто допускает мысль о существовании другого бога, кроме Этого — нарушает запрет, как сказано: «Да не будет у тебя других богов, кроме Меня» (Шмот 20:2; Дварим 5:6), и отрицает основы веры, так как это — фундаментальный принцип, от которого зависит все.

1.5 (7) Этот Б-г един — не два, и не более чем два, но один, и нет подобного Его единству никакого другого единства в мире: не так един, как объединяющий в себе множество элементов, и не как тело, у которого есть части и края; но единство, которому нет подобного в мире.

1.6 Если бы богов было много — они были бы телесны и материальны, так как объекты одного уровня невозможно отличить друг от друга иначе, чем на основании внешних признаков, свойственных материальным телам. Но если бы Создатель был телесен и материален — был бы у Него край и конец, так как тело не может не иметь границ; а все, что имеет границу, и силой обладает тоже ограниченной, а мы видим, что у Господа нашего, благословенно Его имя, сила безгранична и непрерывна, так как Вселенная находится в движении постоянно; поэтому Его сила — не сила тела. А раз Он — не тело, то Ему не присущи качества, свойственные телам, на основании которых мы могли бы отличить Его от другого подобного; таким образом, Б-г не может быть иначе, чем один. И знание этого — повелевающая заповедь, как сказано: «Господь — Б-г наш, Господь — один» (Дварим 6:4).

1.7 (8) Объясняется также в Торе и Пророках, что Святой, благословен Он, — не телесен и не материален, как сказано: «Ведь Господь, Б-г ваш — Он Б-г, в небесах наверху и на земле внизу» ( см. Дварим 4:39; Иеошуа 2:11), а тело не может быть одновременно в двух местах. И сказано: «И не видели вы никакого образа» (Дварим 4:15) ; и сказано: «И с кем вы Меня сравните, и кому Я уподоблюсь?» (Ишаяу 40:25) — если бы был телом, был бы подобен другим телам.

1.8 (9) Если так, то что означает сказанное в Торе: «и под ногами Его» (Шмот 24:10), «начертаны перстом Господа» (Шмот 31:18; Дварим 9:10), «рука Господа» ( Шмот 9:3; Бэмидбар 11:23; Дварим 2:15), «глаза Господа» (Дварим 11:12), «уши Господа» (Бэмидбар 11:1; Бэмидбар 11:18), и тому подобные вещи — это все применительно к пониманию людей, которые знакомы только с телами; и Тора говорит языком людей. И все это образные выражения; также сказано: «Когда заострю Я сверкающий меч Мой» (Дварим 32:41), разве у Него есть меч и мечом Он поражает? Это иносказание, и все подобное — иносказание.

1.9 Доказательство этому — то, что один пророк говорит, что видел Святого, благословен Он, «облаченным в одежду, белую, как снег» (Даниель 7:9), другой видел Его «в кровавой одежде, как будто забрызганной виноградным соком» (Ишаяу 63:1) ; сам Моше-рабейну видел Его на море в образе воюющего богатыря, а на Синае — в образе ведущего молитву, закутанного в талит. Это доказывает, что нет у Него внешности и формы, но все это — пророческие образы и видения. Истина же в том, что сознание человека не может постичь Его и исследовать Его полностью; это то, о чем написано: «Исследуй Б-га, ищи Его, но поймешь ли ты Б-га до конца?» (Иов 11:7).

1.10 Что же хотел постичь Моше-рабейну, когда попросил: «Покажи мне, пожалуйста, славу Твою» (Шмот 33:18) 1 — Он хотел познать истинность существования Святого, благословен Он, так, как знают человека, которого видели в лицо и образ которого запечатлелся в сердце, так что в сознании своем отличают этого человека от других людей; так Моше-рабейну хотел выделить в своем сердце существование Святого, благословен Он, из существования других объектов, чтобы стала истинность Его для него несомненна. И ответил ему Благословенный, что сознание живого человека, состоящего из души и тела, не в силах постичь это во всей полноте.

1.11 И сообщил ему Благословенный то, чего не знал ни один человек до него и не узнает после него, чтобы познал он из истинности Его существования ту часть, которая выделяет Святого, благословен Он, в его сознании из других объектов так, как можно опознать человека, которого видели со спины и выделили его фигуру и одеяние из группы людей. И на это указало Писание словами: «И увидишь Меня сзади; а лица Моего никто не увидит» (Шмот 33:23).

1.12 (11) И так как нам теперь понятно, что Всевышний — не тело и не материя, ясно, что Его невозможно увидеть и что к Нему неприменимы характеристики тела: ни сочетание, ни деление; ни место, ни размер; ни подъем, ни опускание; ни «право», ни «лево»; ни «спереди», ни «сзади»; ни сидение, ни стояние. И не находится во времени, так чтобы было у Него начало, конец и. количество лет; и не изменяется, так как нет ничего, что могло бы привести к Его изменению.

1.13 И неприменимы к Нему понятия «смерть» и «жизнь» (в том смысле, в каком живо живое тело) ; и не «глупость» и «мудрость», как мудрость мудрого человека; и не «сон» и «бодрствование», и не «гнев», и не «веселье», и не «радость», и не «грусть», и не «молчание», и не «речь», подобная человеческой речи. Как говорили мудрецы: «Нету наверху ни сидения, ни стояния, ни тыльной стороны, ни лицевой».

1.14 (12) Если так, то все такие и подобные этим выражения, встречающиеся в Торе и в словах пророков — иносказание и образное представление, как, например, во фразе: «Сидящий в небесах возвеселится» (Теилим 2:4), или: «гневили Меня своими бессмысленными поступками» (Дварим 32:21), «когда радовался Всевышний» (Дварим 28:63), и тому подобных. Обо всем этом сказали мудрецы: «Тора говорит языком людей». Также сказано в одном месте: «Меня ли вы гневите, не самих ли себя?» (Иермияу 7:19) ; а в другом — «Я, Господь, не изменился» (Малахи 3:6), а если бы был в один момент зол, а в другой — радостен, то изменялся бы. Все подобные вещи относимы только к жалким преходящим телам, «живущим в глиняных домишках, стоящих на прахе» (Цитата из Книги Иова, прим. п.). Но Он, Благословенный, выше и величественнее всего этого.

Глава вторая

2.1 Этого великого и страшного Б-га заповедано любить и бояться, как сказано: «Полюби Господа, Б-га твоего» (Дварим 6:5; Дварим 11:1), и также сказано: «Господа, Б-га твоего, убойся» (Дварим 6:13; Дварим 10:20). (2) Как можно достичь любви к Нему и страха перед Ним? В момент, когда человек изучает деяния Его и чудесные, великие Его создания и видит в них проявление мудрости, которой нет размера и конца — тут же он любит, и восхваляет, и возвеличивает, и загорается желанием постичь великого Б-га, как сказал Давид: «Жаждет душа моя Господа, Б-га живого» (Теилим 42:3).

2.2 И когда человек задумается о самих этих вещах, он тут же отшатнется назад, и устрашится, и охватит его ужас, когда он поймет, что он — маленькое, низкое и ничтожное создание, стоящее со своим мизерным разумом перед Совершенным Разумом, как сказал Давид: «Когда я смотрю на небеса Твои… Что есть человек, чтобы Ты вспоминал о нем?» (Теилим 8:4-5). Поэтому я объясняю общие законы из содеянного Господином миров, чтобы они открыли для понимающего путь любить Господа, так как сказали мудрецы о любви, что через нее ты постигаешь Того, Кто сказал, и возник мир. (Здесь и далее знания об устройстве мира излагаются Рамбамом в соответствии с данными современной ему науки — прим. п.).

2.3 Все, что создал Святой, благословен Он, в своем мире, подразделяется на три части: 1) создания, состоящие из материи и формы, которые постоянно появляются и исчезают, как, например, тела человека и животных, и растения, и металлы; 2) создания, имеющие форму и материю, но не изменяющиеся ни в форме, ни в материи, как первые, но их материя постоянна в данной форме навеки — это сферы и небесные тела, которые в них, и форма их не похожа на другие формы, и материя их не такая, как другие материи.

2.4 И [третьи] — форма без материи совершенно, и это «посланники» (ангелы), потому что они не имеют тела и материальной оболочки, а только форму, отличную одна от другой. (4) Почему же пророки говорят, что видели огненного или крылатого ангела? — это сказано в пророческом видении и путем иносказания, чтобы дать понять, что он — не тело и не обладает тяжестью, как материальные тела, также как сказано: «…ведь Господь, Б-г твой, Он — огонь пожирающий» (Дварим 4:24), а на самом деле Он — не огонь, но это иносказание. И также сказано: «Делает посланниками своими ветра, служителями своими — огонь пылающий» (Теилим 104:4).

2.5 Как же различаются эти структуры, если они не тела? Они не равны своим положением, каждая из них ниже уровня другой, и та, [что выше уровнем,] выше также и силой. И все они существуют только благодаря силе и благости Святого Благословенного. И это то, на что намекнул Шломо в мудрости своей: «Ведь высокого устанавливаешь над высоким, а над ними — [еще более] высоких» (Коэлет 5:7).

2.6 То, что мы сказали: «уровнем выше», не имеется в виду уровень места, как [если бы речь шла о] человеке, сидящем выше товарища; но как говорят о двух мудрецах, один из которых более мудр, чем другой, что он выше уровнем того, и как говорят о причине, что она важнее следствия.

2.7 Имена ангелов изменяются в соответствии с их уровнем; таким образом, те, что называются «хайот а-кодзш» («святые животные») — выше всех, [далее] «офаним», «ар-элим», «хашмалим», «срафим», «малахим», «элоим», «бней-элоим», «крувим» и «ишим».

2.8 Все эти десять имен, которыми мы назвали ангелов, это названия десяти их уровней. И ступень, выше которой нет, кроме уровня Б-га, благословен Он, это ступень структур, называемых «хайот»; поэтому сказано в пророчестве, что они — «подножие трона». А десятая ступень — это уровень структуры, называемой «ишим» (т.е. «люди», прим. п.), и это те ангелы, которые говорят с пророками и которых те видят в пророческом видении; поэтому называются «ишим», так как их уровень близок к уровню человеческого сознания.

2.9 (8) Все эти формы живые и знают Создателя, и уровень их постижения Его очень велик. Каждая форма — в соответствии со своим уровнем, но не адекватно Его величию. Даже верхняя ступень не может постичь истинность Создателя во всей полноте -ее сознания недостаточно.

2.10 Но постигает и знает больше, чем постигает и знает форма, находящаяся ниже ее; и так каждая ступень, до десятой. И десятая ступень — она тоже знает Создателя так, как не в состоянии познать Его люди, форма которых заключена в телесную оболочку. И никто не знает Создателя так, как Он знает Себя.

2.11 (9) Все существующее, кроме Создателя, от [ангелов] высшего уровня до маленького комара в земной расщелине, существует в силу истинности Его существования. И так как Он знает Себя и величие Свое, и славу Свою, и истинность Свою, то знает все, и нет вещи, которая была бы от Него скрыта.

2.12 (10) Всевышний, благословен Он, знает Свою истинность так, как она есть; и знание Его не является чем-то внешним по отношению к Нему, как наше знание (ведь мы и наше знание — не одно и то же) ; но Создатель и Его знание, и Его жизнь — одно, с любой стороны и с любой точки зрения: ведь если бы Он жил жизнью и знал знанием, мы имели бы много богов: Он, и жизнь Его, и знание Его; но это не так — Создатель един с любой стороны и всеми возможностями единства.

2.13 Можно сказать: и Знающий, и Объект знания, и Знание само -одно и то же. И нет силы у человека ни высказать это, ни услышать, ни постичь сердцем во всей полноте. Поэтому говорят «жизнь души твоей» (Шмуэль 1, 1:26, и еще много мест), «жизнь Паро» (Берешит 42:15; Берешит 42:16), но не говорят «жизнь Господа», а говорят «жив Господь» (Шофтим 8:19; и еще много мест), так как Создатель и Его жизнь — не разные вещи, как жизнь живых тел или жизнь ангелов.

2.14 Поэтому Он знает Свои создания не как внешние предметы (как мы их знаем), а как Самого Себя. А так как Себя Он знает абсолютно, то знает и все — ведь все своим существованием опирается на Него.

2.15 (11) То, что мы сказали в этих двух разделах — капля в море из того, что нужно объяснить в этой теме. И объяснение всех этих основ называется «Маасэ Меркава» («колесница» — из видения Иехезкеля; прим. п.).

2.16 (12) Заповедали мудрецы прежних поколений не преподавать «Маасэ Меркава» иначе чем одному человеку, да и то такому, который мудр и понимает собственным разумом. После того, как в этом убедились, ему передают основные идеи и открывают некоторые отрывочные сведения, и он собственным размышлением должен понять всю глубину изучаемого предмета.

2.17 А знания эти невероятно глубоки, и не каждый разум способен их вынести. И об этом образно сказал Шломо, в мудрости своей: «[шерсть] овец для одеяния твоего» (Мишлей 27:26), и так объяснили мудрецы это иносказание: знания о горниле мира (Игра слов: «кевес» — овца, «кившан» — печь, очаг. Прим, п.) будут одеянием твоим, то есть лично «твоим», для тебя одного, и не преподавай их многим. И об этом сказал: «…будут тебе, тебе одному, и никому другому, кроме тебя» (Мишлей 5:17). И о том же — «мед и молоко под языком твоим» (Шир-а-ширим 4:11) ; как объяснили мудрецы прежних времен, «слова, которые как молоко и мед, пусть будут под языком твоим».

Глава третья

3.1 Небесные сферы — это то, что называют «небеса», «[небесный] свод», «космос», «вселенная». Их девять: ближайшая к нам -сфера Луны, следующая, которая над нею, — сфера планеты Меркурий, в третьей от нас сфере находится Венера, в четвертой — Солнце, в пятой — Марс, в шестой — Юпитер, в седьмой -Сатурн, в восьмой — остальные звезды и планеты, видимые на небе, и, наконец, девятая сфера — та, что вращается все время с востока на запад и окружает все, и вращает все. И несмотря на то, что все небесные тела кажутся тебе находящимися в одной сфере — тем не менее есть среди них те, что выше, и те, что ниже; просто сферы чисты и прозрачны, как стекло или сапфир, и поэтому видны звезды, находящиеся в восьмой сфере, не хуже, чем в первой.

3.2 Каждая из восьми сфер, в которых находятся небесные тела, делится на более мелкие сферы, одна из которых выше другой, как в луковице. Среди них есть сферы, вращающиеся с запада на восток, и другие, которые вращаются с востока на запад, как девятая сфера. И между ними нету свободного места.

3.3 Сферы не легки и не тяжелы, и нет в них ничего подобного ни красному, ни черному, ни какому бы то ни было другому цвету. И то, что мы видим их подобными голубому цвету — это только кажется глазу из-за толщи воздуха. Так же не имеют они ни вкуса, ни запаха, так как эти качества присущи только телам, находящимся под сферами.

3.4 Все эти сферы, окружающие мир, — равномерно круглые, и Земля находится в центре. Есть так же некоторые небесные тела, орбиты которых представляют собой маленькие сферы, которые не вращаются вокруг Земли, но каждая из этих маленьких сфер имеет определенное место в большой сфере, вращающейся вокруг Земли.

3.5 Число всех сфер, вращающихся вокруг мира, восемнадцать; а маленьких сфер — восемь. И все это — число сфер, форма их движения, путь их вращения — вычисляется из движения звезд и знания скорости их вращения и их отклонений к северу или к югу, и их удаленности от Земли. Это и есть мудрость вычисления периодов и [описания] созвездий, и множество книг об этом написали греческие мудрецы.

3.6 Девятую сферу, окружающую все, разделили мудрецы древности на двенадцать долей и каждой доле дали название в соответствии с образом, видимым на ней из звезд, находящихся ниже девятой сферы и сосредоточенных под данной долей. Это так называемые «созвездия Зодиака», и их названия — Овен, Бык, Близнецы, Рак, Лев, Дева, Весы, Скорпион, Лук (Стрелец), Козленок (Козерог), Ведро (Водолей), Рыбы.

3.7 Сама по себе девятая сфера не делится на части, и нет на ней ни одного из этих образов и ни одной звезды; но образ этих фигур составляется из сочетания крупных звезд, находящихся в восьмой сфере или ниже ее.

3.8 Эти двенадцать фигур были сосредоточены напротив соответствующих долей в момент потопа, после которого и получили свои названия. Но в наше время они уже немного сдвинулись, так как звезды из восьмой сферы двигаются так же, как Солнце или Луна, только гораздо медленнее; так, расстояние, которое Солнце проходит за один день, каждая из этих звезд проходит приблизительно за семьдесят лет.

3.9 (8) Среди всех видимых звезд есть маленькие, каждая из которых меньше Земли, и такие, которые больше Земли в несколько раз. Так, Земля больше Луны примерно в сорок раз, а Солнце больше Земли приблизительно в сто семьдесят раз; таким образом, Луна меньше Солнца в 6.800 раз, примерно. И нет звезды большей, чем Солнце, и меньшей, чем Меркурий.

3.10 (9) Все небесные тела и сферы имеют душу, и сознание, и разум; и они живы, и стоят, и знают Того, Кто сказал, и появился мир; и каждое в соответствии со своим величием и уровнем восхваляет и возвеличивает Создателя, как и ангелы. А раз они знают о Святом Благословенном, то знают и о себе и об ангелах, которые выше них. Знание небесных тел меньше, чем знание ангелов, но больше, чем знание людей.

3.11 (10) Создал Б-г ниже сферы Луны материю другого типа, не похожую на материю сфер, и дал этой материи четыре формы, не похожие на форму сфер. И каждая из этих четырех форм сосредоточилась в части этой про-материи. Первая форма, форма огня, соединилась с частью этой про-материи, и появилась про-материя огонь; вторая, форма воздуха, соединилась с другой частью, и из них получилась про-материя воздух; третья, форма воды, соединилась с третьей частью, и появилась про-материя вода; четвертая, форма земли, соединилась с [оставшейся] частью, и образовалась про-материя земля.

3.12 Таким образом, под небесным сводом получились четыре отдельных тела, одно под другим, каждое из которых окружает то, что ниже его, со всех сторон, как сфера. Первое тело, ближайшее к сфере Луны, — материя огонь, ниже ее — материя воздух, еще ниже — материя вода, и ниже всех — материя земля. И нет между ними совершенно свободного места, без материи.

3.13 (11) Эти четыре типа про-материи не имеют души и знания, но подобны мертвым телам; и у каждого из них есть образ поведения, который он не знает и не познает, и не может изменить. А то, что сказал Давид: «Восхвалите Господа с земли — чудовища и все бездны, огонь и град, снег и туман…» (Теилим 148:7-8) имеется в виду, восхвалите Его люди за могущество Его, которое вы видите в огне, граде и других созданиях, находящихся под сводом небесным, величие которых всегда заметно — для большого и малого.

Глава четвертая

4.1 Из этих четырех основ — «огня», «воздуха», «воды» и «земли» — состоят все творения, находящиеся ниже небесного свода. У каждого тела, будь то человек, животное, птица, пресмыкающееся, рыба, растение, металл, драгоценный камень или обычный, и горы, и комья земли — материя состоит из этих четырех основ.

4.2 Таким образом, все тела под небесным сводом, кроме четырех основ, состоят из материи и формы, и материя их состоит из четырех основ; но у каждой из четырех основ материя элементарна.

4.3 (2) «Огонь» и «воздух» всегда поднимаются вверх, от центра земли к небесному своду; «вода» же и «земля» всегда опускаются вниз, от свода к центру земли, который также является центром свода; и закон этот ими не осознается, и не желают они этого, но они с ним созданы, и он закреплен в их природе.

4.4 «Огонь» по природе своей горячий и сухой, и он самый легкий из всех; «воздух» — горячий и влажный, «вода» — холодная и влажная, «земля» — холодная и сухая, и она тяжелее всех. «Вода» легче ее, поэтому она выше «земли»; «воздух» легче «воды», поэтому он над «водой»; а «огонь» легче «воздуха».

4.5 И так как это основы любого тела под сводом небесным, то каждое из тел — будь то человек или скот, или зверь, или птица, или рыба, или растение, или металл, или камень — является сочетанием «огня», «воздуха», «воды» и «земли»; и все эти элементы, объединившись вместе, изменяются в момент соединения, так что результат не похож ни на один из них, когда тот в свободном виде; и нету в том, что получается, ни одной частицы, которая представляла бы собой «огонь» в чистом виде или «воду», или «воздух», или «землю» в чистом виде; но все эти элементы изменены для образования единого тела.

4.6 В каждом теле, образованном из четырех элементов, присутствуют холод и тепло, влажность и сухость как единое целое. Но у тел, в которых значительная доля элемента «огонь» (как, например, обладатели живой души), наблюдается больше тепла, а у тел, в которых господствует элемент «земля» (как камни), больше заметна сухость.

4.7 Поэтому есть тела, которые теплее других, и тела, которые суше других. Также бывают тела, в которых заметен только холод или только влажность, и тела, в которых равно присутствуют холод и сухость, или холод и влажность, или тепло и сухость, или тепло и влажность. Это зависит от того, какой элемент составляет основу этого вещества, и природу этого элемента мы в нем видим.

4.8 (З) Все, что создано из четырех основ, на них же и распадается в конце. Некоторые тела распадаются через несколько дней, другие — через многие годы. И все, что образовано сочетанием, не может не распасться, будь то хоть золото и бриллиант; не может не исчезнуть и не вернуться в элементарное состояние — «огонь» к «огню», «вода» к «воде», «воздух» к «воздуху» и «земля» к «земле».

4.9 (4) Если все тела, исчезая, распадаются, как же сказано о человеке: «…и в землю вернешься» (Берешит 3:19) ? Потому что большей частью он создан из «земли». И не сразу любое исчезающее тело распадается на элементы, но, как правило, превращается прежде в другое тело, то — в третье, и так далее, пока не вернется в элементарное состояние. Так происходит круговорот веществ.

4.10 (5) Каждая из четырех основ частично переходит в другую, и этот процесс непрерывен. Как это происходит? Часть «земли», ближайшая к слою «воды», изменяется, распыляется и превращается в «воду»; частицы «воды», контактирующие с «воздухом», изменяясь, испаряются и становятся «воздухом»; «воздух», ближайший к «огню», изменяясь, воспламеняется и становится «огнем». И обратно, «огонь» в контакте с «воздухом» концентрируется и становится «воздухом», «воздух», близкий к «воде», конденсируется и становится «водой», а «вода», близкая к «земле», превращается в «землю».

4.11 Этот процесс очень медленный и длительный, и не может какая-то из основ превратиться в другую полностью, так чтобы вся «вода» стала «воздухом» или весь «воздух» «огнем», так как ни одна из основ не может исчезнуть; но часть «огня» становится «воздухом», а часть «воздуха» — «огнем», и так между всеми; так этот процесс идет по кругу.

4.12 (6) Эти изменения происходят при вращении Вселенной, в процессе которого соединяются четыре элемента и образуются из них остальные тела — люди и все живое, и растения, и камни, и металлы. И Господь дает каждому веществу форму, которая ему следует, при помощи нижнего уровня ангелов, называемых «ишим».

4.13 (7) Никогда ты не увидишь вещество без формы или форму без вещества; но человек мысленно анализирует и понимает, что тела, запечатленные в сознании, состоят из вещества и формы, и что есть тела, материя которых состоит из четырех основ, а есть тела, материя которых элементарна. Ангелы же, не являющиеся веществом, не видны глазу, но глазами сердца знают о них, так же, как и о Господине всего, хотя Его никто не видел.

4.14 (8) Душа любого из живых существ — это его форма, полученная от Б-га. И сознание высшего уровня, отличающее душу человека — это форма человека, цельного сознанием; и об этой форме сказано в Торе: «Сделаем человека в образе нашем, по подобию нашему» (Берешит 1:26), то есть чтобы его душа была знающей и постигающей объекты, лишенные материальной оболочки, пока не уподобится им. И нельзя сказать о видимом аспекте этой формы, в котором различают рот, ноздри, челюсти и другие видимые части, что это — ее подлинная сущность; и не такова она, как душа животного, при помощи которой оно кушает, и пьет, и размножается, и мыслит образами; но интеллект — сущность этой души, и об этой сущности сказано «в образе нашем, по подобию нашему». И часто называют эту сущность разными понятиями «душа» и «дух»; поэтому нужно быть осторожным с каждым упоминанием этих слов, чтобы не запутаться, и про каждое из них следует понимать, в каком смысле оно используется в данном месте.

4.15 (9) Сущность этой души не состоит из четырех элементов и не должна на них распасться, и не связана с жизненной силой, так чтобы была необходима ей, как эта сила необходима телу; но дана Всевышним с небес. Поэтому, когда распадется тело, состоящее из основ, и исчезнет жизненная сила, которая не существует без тела и в которой тело нуждается для любого действия, — не пропадет душа человека, так как она не нуждается в жизненной силе и ее действиях; но знает и постигает духовные сущности, отделенные от тел, и знает Создателя мира, и существует вечно. Это то, о чем говорил Шломо в мудрости своей: «И вернется прах в землю, которой был прежде, а дух вернется к Господу, который дал его.» (Коэлет 12:7).

4.16 (10) Все, что мы обсудили по этой теме, подобно капле в полном сосуде; и эти вещи глубоки, но не так, как тема первого и второго разделов. Объяснение всего, что сказано в третьем и четвертом разделах, называют «Маасэ Берешит» («знание о творении» — прим. п.). И об этом тоже говорили мудрецы прошлых поколений, чтобы не преподавали это сразу многим, но лишь одному ученику сообщают эти сведения и обучают его.

4.17 (11) Какая же разница между темой «Маасэ Меркава» и темой «Маасэ Берешит»? «Маасэ Меркава» не обучают даже одного ученика, пока не убедятся, что он мудрец и способен понять [эти вещи] собственным разумом; да и такому сообщают только отправные точки для размышления. А «Маасэ Берешит» можно обучать одного ученика, даже если он не понимает это самостоятельно, и рассказывают ему все, что он способен усвоить. Почему же нельзя обучать сразу группу людей? Потому что далеко не каждому уровень его сознания позволяет постичь анализ и объяснение этих вещей так, как это нужно. (А успехи группы труднее проконтролировать — прим. п.).

4.18 (12) Когда человек изучает подобные вещи и познает все создания, начиная с ангелов и сфер и кончая человеком и ему подобными творениями, и видит мудрость Господа во всех созданиях и творениях — увеличивается его любовь к Создателю; и возжаждет душа его, и воспламенится тело его любить Всевышнего, благословен Он; и устрашится он, и испугается малости и бедности своей, и ничтожности своей, когда сопоставит себя с одним из высших материальных творений, тем более — с одним из ангелов, которые вовсе не связаны с материей. И поймет, что он — сосуд стыда и позора, пустой и несовершенный.

4.19 (13) Темы этих четырех разделов, описывающих пять вышеназванных заповедей — это то, что мудрецы прежних поколений называют «пардэс» («цитрусовый сад») ; говорили, что четыре человека вошли в «пардэс», но, хотя были духовными вождями Израиля и великими мудрецами, не у всех из них хватило сил понять и постичь все эти вещи так, как они есть.

4.20 И я скажу, что не стоит прогуливаться в «пардэсе» тому, кто не насытился хлебом и мясом; и эти «хлеб» и «мясо» — это знание объяснений запрещенного и разрешенного, и тому подобного из остальных заповедей. И хотя эти вещи мудрецы называют «малыми» — как говорили мудрецы, «Великая вещь — «Маасэ Меркава», и малая вещь — дискуссии Абае и Равы» с Абае и Рава — мудрецы, часто цитируемые Гемарой. Прим, п.), — несмотря на это, этим последним следует заниматься раньше, так как это развивает сознание человека и так как это большое благо, которое Святой Благословенный дал нам, чтобы мы могли наладить свою жизнь в этом мире и при помощи этого удостоиться жизни в Мире Будущем. И это может понять всякий — малый и великий, мужчина и женщина, человек с воображением и без оного.

Глава пятая

5.1 Всем евреям заповедано освящать великое Имя Создателя, как сказано: «…и освящусь среди сынов Израиля» (Ваикра 22:32); и запрещается его осквернять, как сказано: «…и не оскверняйте святое Имя Мое» (там же). Каким образом? Если придет нееврей и станет принуждать еврея нарушить одну из заповедей Торы под страхом смерти, нужно нарушить, но не быть убитым, так как сказано о заповедях: «…которые исполнит человек и будет жить с ними» (Ваикра 18:5) — «и будет жить с ними», а не умрет с ними. А если погиб, но не нарушил — [как будто] заслужил смерть.

5.2 Это сказано обо всех заповедях, кроме идолопоклонства, прелюбодеяния и убийства. Эти же три преступления, если скажут ему (еврею — прим. п.) : «нарушь, или будешь убит» — должен умереть, но не нарушить. Однако, все вышесказанное истинно для ситуации, когда нееврей имеет в виду личную выгоду, например, заставляет строить себе дом в шабат или варить себе еду, или насилует женщину, и тому подобное. Но если в его замыслах именно заставить нарушить заповедь — если это происходит не на глазах десяти евреев, нарушают и спасают жизнь; если же при этом присутствуют [минимум] десять евреев — жертвуют жизнью и не нарушают, даже если имеется в виду преступление одной из обычных заповедей.

5.3 Все это верно, если не идет речь об опасности духовного уничтожения. Но в момент такой опасности, а именно, когда к власти придет царь-злодей, вроде Невухаднецара и ему подобных, и решит уничтожить Израиль — отменить их веру или хотя бы одну заповедь — жертвуют жизнью даже за одну из обычных заповедей, но не нарушают, независимо от того, присутствуют при этом десять евреев или только неевреи.

5.4 Каждый случай, про который сказано: «нарушь, но не жертвуй жизнью» — если пожертвовал жизнью и не нарушил, то заслужил смерть. А в случае, когда сказано: «пожертвуй жизнью, но не нарушай» — если пожертвовал жизнью и не нарушил, то освятил Имя Всевышнего. И если это было в присутствии десяти евреев — то освятил Имя публично («кидуш а-Шем бэ рабим»), как Даниэль, Хананья, Мишаэль и Азарья, и как рабби Акива и его товарищи (которые были замучены римскими властями — прим. п.) ; такие люди называются «жертвы властей», и нету выше их [духовного] уровня, и о них сказано: «Ради Тебя убивают нас ежедневно, уподобились мы скоту [под ножом] мясника» (Теилим 44:23), и о них сказано: «Соберите Мне благочестивых, заключивших со Мной союз, восходящих на жертвенник» (Теилим 50:5).

5.5 Каждый случай, про который сказано: «Пожертвуй жизнью, но не нарушай» — если нарушил и не пожертвовал жизнью, то осквернил Имя Всевышнего, и если это было в присутствии десяти евреев — то осквернил Имя публично; и не выполнил повелевающую заповедь освящать Имя Всевышнего, и нарушил запрещающую заповедь не осквернять Имени Всевышнего. Но несмотря на это, из-за того, что нарушил по принуждению, не наказывает и тем более не казнит его еврейский суд, даже если убил по принуждению; потому что наказывают и казнят только нарушающего по собственной воле, в присутствии свидетелей и предупрежденного о наказании. Как сказано о приносящем из потомства своего жертву Молеху, «…и обращу Я лицо Свое [в гневе] на такого человека» (см. Ваикра 20:3; Ваикра 20:5). По традиции получено, что «такого» означает «не принуждаемого, не ошибившегося и не введенного в заблуждение».

5.6 Если про идолопоклонство, которое хуже всех преступлений, сказано, что делающий это по принуждению не заслужил «карэт» (самое страшное из наказаний свыше — прим. п.), не Говоря уже о казни еврейского суда, то тем более это относится к остальным заповедям из Торы. И об изнасиловании сказано: «Но девушке ничего не делай» (Дварим 22:26).

5.7 (5) Женщины, которым сказали неевреи: «Выдайте нам одну из вас, и оскверним ее, а иначе — оскверним вас всех», подвергают себя осквернению, но не предают одного человека из еврейского народа. Также если сказали неевреи группе людей: «Выдайте нам одного из вас, и убъем его, а иначе убьем всех», -жертвуют жизнью, но не предают одного из евреев. Но если выделили его и сказали: «Выдайте нам такого-то, а не то убьем всех», — если он заслужил смертную казнь, как Шева бен Бихри (который восстал против законного царя — прим. п.), можно его выдать, но изначально мудрецы не указывают его выдать; если же не заслужил — жертвуют жизнью, но не выдают одного из евреев.

5.8 (6) Примерно то же, что сказано о принуждаемых, сказано и о больных. А именно: если кто-то болен и может умереть, и врачи говорят, что вылечат его при помощи чего-то, запрещенного Торой — делают ему это. И можно лечиться, нарушая любой запрет Торы, когда есть опасность для жизни, — кроме идолопоклонства, прелюбодеяния и убийства, при помощи которых нельзя лечиться, даже если заболевание опасно; если же нарушил и вылечился при помощи этого — наказывает его еврейский суд положенным образом.

5.9 (7) Откуда учится, что даже при опасности для жизни не нарушают один из этих трех запретов? — Сказано: «Полюби Господа, Б-га твоего, всем сердцем твоим, и всей душой твоей, и всем имуществом твоим» (Дварим 6:5) — то есть, даже если Он забирает твою душу. А запрет убить другого еврея для излечения или спасения собственной жизни под принуждением — это вещь, понимаемая разумом, ведь нет смысла спасать жизнь ценой другой жизни; а прелюбодеяние приравнено к убийству, как сказано (об изнасиловании — прим. п.) : «Тому, как если поднимется человек на ближнего своего и убьет его, подобна эта вещь.» (Дварим 22:26). 5.10 (8) То, что нельзя лечиться, нарушая остальные запреты, за исключением случаев, опасных для жизни — сказано о тех ситуациях, когда больной получает удовольствие от нарушения, например, когда его кормят запрещенными животными, или квасным в Песах, или кормят в Йом-Кипур. Но если он не получает удовольствия, например, если ему делают мазь или примочку из квасного или из фруктов, имеющих статус «орла» (плоды первых трех лет после посадки, см. Законы о запрещенных видах пищи — прим. п.), или если его поят горьким [раствором], включающим запрещенные виды пищи, так что он не получает от этого вкусового удовольствия — это разрешено, даже если заболевание не опасно для жизни, за исключением пшеницы, выросшей в винограднике («килэй а-керем») или мяса, сваренного с молоком: эти виды пищи запрещены, даже если не получать от них удовольствия; поэтому не лечатся с их помощью, даже не получая удовольствия, кроме случаев, опасных для жизни.

5.11 (9) Если кому-то понравилась женщина до того, что он заболел и при смерти, и сказали врачи, что он не поправится, пока не проведет с ней ночь, — даже если она свободна, даже если достаточно поговорить с ней из-за забора — не указывают ему это, и даже если будет умирать, не постановят разрешить ему поговорить с ней из-за забора: чтобы не унижать еврейских девушек, и чтобы не открыть подобными вещами дорогу разврату.

5.12 (10) Каждый, нарушающий по своему желанию, без принуждения, одну из заповедей Торы, имея намерение воспротивиться воле Всевышнего — оскверняет Имя Его; поэтому сказано о ложной клятве: «И осквернишь Имя Б-га твоего, Я Господь.» (Ваикра 19:12). И если нарушил в присутствии десяти евреев — осквернил Имя Б-га публично. Также каждый, кто отстраняется от соблазна или выполняет заповедь, не ради земной выгоды, не из страха и опасения и не ради славы, а только ради Создателя, благословен Он, как отстранение праведника Йосефа от жены его господина, -тот освящает Имя Б-га.

5.13 (11) Есть другие вещи, которые являются осквернением Имени Всевышнего, если их делает человек великий в знании Торы и известный благочестием, — вещи, из-за которых люди возмущаются или насмехаются над ним; и хотя это не нарушения заповедей, тем не менее он осквернил Имя. Например, если он покупает и не платит сразу, при том что у него есть нужная сумма, и продавцы требуют с него деньги, а он откладывает платеж; или тот, кто много веселится, или много кушает и пьет в гостях у невежд или среди них; или не говорит с людьми спокойно и не встречает их вежливо, но раздражителен и гневлив; и тому подобные вещи. Все должно соответствовать величию мудреца — нужно, чтобы он строго следил за собой и делал больше того, что требует закон.

5.14 А если мудрец строго следит за собой, говорит с людьми спокойно, не делает вещи, которые их раздражают, ведет себя вежливо, не оскорбляет даже тех, кто оскорбляет его, относится с уважением ко всем, и даже к тем, кто его не уважает; честен в деловых отношениях, не старается дружить и общаться с невеждами; кто старается не бывать на виду, кроме как в момент выполнения заповедей, завернутый в «цицит» и осененный «тфилин», и во всех своих поступках делает больше того, что требует закон — и при этом не выглядит как «не от мира сего», не отдалится и не исчезнет из общества, так что все станут хвалить его и любить его, и стараться брать с него пример — такой мудрец освятил Имя, и о нем написано: «И сказал мне: раб ты Мой, Израиль, которым Я буду гордиться» (Ишаяу 49:3).

Глава шестая

6.1 Каждый, кто уничтожает одно из святых и чистых Имен, называющих Святого Благословенного, по закону Торы получает телесное наказание, так как сказано о поклонении идолам: «Уничтожьте имя их из этого места. Не делайте этого Господу, Б-гу вашему» (Дварим 12:3-4).

6.2 Речь идет о семи Именах: Имя, которое пишется «йуд-гей-вав-гей», оно же — «Шем а-мефураш» («подробное, объясненное имя»), или пишется «алеф-далет-нун-йуд»; «Э-ль»; «Эло-га»; «Эло-гим»; «Эгье»; «Шад-дай»; «Цва-от». Каждый, кто стирает хотя бы одну букву из этих семи Имен, получает телесное наказание.

6.3 Буквы, присоединяемые к Имени в начале (т.е. предлоги — прим. п.), можно стирать: например, «ламед» из «ла-Шем», или «бет» из «ба-Элогим», и тому подобное — они не обладают святостью Имени. А то, что присоединяется к Имени в конце (т.е. суффиксы — прим. п.) например, «хаф» из «Элогейха» или «хаф» и «мэм» из «Элогейхем», и тому подобное — нельзя стирать, они как другие буквы Имени, так как Имя их освящает. Но, хотя они освящены и запрещено их стирать, стеревший эти присоединенные буквы не заслужил наказание по Торе, но мудрецы постановили его наказывать.

6.4 Написал «алеф-ламед» из «Элогим», «йуд-гей» из «подробного имени» — это не стирается, не говоря уже о «йуд-гей», которые сами по себе являются Именем, — так как это Имя является частью «Шем-а-мефураш». Но написавший «шин-далет» из «Шаддай», «цади-бет» из «Цваот» — может стереть.

6.5 Другие прозвища, которыми восхваляют Святого Благословенного, например: Милостивый, Милосердный, Великий, Могущественный, Грозный, Верный, Мститель, Сильный и тому подобные — как остальные слова святой Торы, и можно их стирать.

6.6 Если Имя было написано на сосуде, отламывают это место и захоранивают; даже если Имя вырезано на сосуде из металла или стекла — тот, кто расплавил сосуд, заслужил наказание по Торе, если не вырезал это место и не захоронил. Так же если Имя написано на теле человека, не может этот человек мыть это место или умащивать, и нельзя стоять в месте, где есть нечистоты. Если он обязан окунуться в микву — обматывает это место тростником и окунается; если не нашел тростника, должен отвернуться. И не берет слишком тонкий тростник, чтобы не треснул — ведь прикрывать это место сказали мудрецы только потому, что запрещено стоять перед Именем в неодетом виде.

6.7 Уничтожающий хотя бы один камень из жертвенника, или из здания Храма, или из другого места на территории Храма наказывается по Торе, так как сказано о поклонении идолам: «Разрушьте жертвенники их» (Шмот 34:13; и см. Дварим 12:3); и сказано: «Не делайте этого Господу, Б-гу вашему» (Дварим 12:4). Также сжигающий деревья, предназначенные для поддержания огня на жертвеннике, с целью их уничтожить — наказывается по закону Торы, так как сказано: «И священные деревья их (идолов — прим. п.) сожгите в огне… не делайте этого Господу, Б-гу вашему» (Дварим 12:3-4).

6.8 Все слова святой Торы и их объяснения запрещено сжигать и уничтожать руками; и того, кто уничтожает их руками, наказывает еврейский суд. Это сказано о святых текстах, которые написаны богобоязненными евреями; но если еврей-вероотступник написал свиток Торы — сжигают его со всеми упоминаниями о Всевышнем, которые в нем, так как написавший не верит в святость Имени и пишет его, имея в виду, что нету разницы между этим и другими словами; а раз его намерение таково, то написанное Имя не приобретает святость, и заповедано сжечь его, чтобы не осталось памяти от вероотступников и их дел. Но если Имя написал нееврей оно подлежит захоронению; также святые тексты, которые обветшали, и те, что написаны неевреями, должны быть захоронены.

6.9 Все Имена, сказанные в отрывке про Авраама — святые; даже это, как сказано: «Господин мой, если нашел я милость в глазах Твоих…» (Берешит 18:3) — тоже свято. Все имена, сказанные в отрывке про Лота — не обладают святостью, кроме этого: «Пожалуйста, Господи. Пусть приобретет раб Твой милость [в глазах Твоих]» (Берешит 19:18-19). Все Имена, сказанные в отрывке про Гиват Биньямин — святые. Все имена, сказанные в отрывке про Миху — не обладают святостью. Все Имена, сказанные в отрывке про Навота — святые. Все «Шломо», упоминаемые в «Шир-а-ширим» — святые Имена, и это одно из обозначений Всевышнего, кроме этого: «Эта тысяча — тебе, Шломо» (Шир-а-ширим 8:12). Все упоминания царя из Книги Даниэля не обладают святостью, кроме этого: «Ты — Царь, царствующий над царями» (Даниэль 2:37), и это одно из обозначений Всевышнего.

Глава седьмая

7.1 Из основ веры — знать, что Б-г дает людям пророчество; и получить пророчество может лишь мудрец, великий в мудрости, с исправленным характером, так что никогда вожделение не побеждает его ни в какой ситуации, но он контролирует вожделения силой своего интеллекта; имеющий развитые способности к познанию.

7.2 Человек, обладающий всеми этими качествами, совершенный физически, который проник в глубины и величие «пардэса» и сознание его постигает эти темы верно, и он продолжает духовно расти и отстраняться от путей обычных людей, идущих за соблазнами времени, и подстегивает себя, и учит душу свою, чтобы не было у него ни единой мысли о вещах ненужных и пустых, о преходящих ценностях и временных соблазнах, но чтобы сознание его было всегда открыто кверху и привязано к подножию Трона Создателя, с целью постигать духовные миры и обозревать мудрость Создателя всю, от высших ангелов до земных недр, и познать из этого величие Его — немедленно снисходит на него «дух святости» («руах-а-кодеш»).

7.3 И когда это состояние снизойдет на него — поднимется его душа до ангелов уровня «ишим», и станет он другим человеком, и начнет понимать своим сознанием не так, как раньше, а поднимется над уровнем других людей-мудрецов: как сказано о Шауле, «…и пророчествовал с ними, и стал другим человеком» (Шмуэль I, 10:6).

7.4 (2) Пророки бывают разных уровней: так же, как в мудрости есть человек более мудрый, чем другой, так и в пророчестве -один пророк более высокого уровня, чем другой. Но все видят пророчество либо во сне, либо в ночном видении, или же днем, после того как нападет на них оцепенение; как сказано: «В видении явлюсь ему, во сне буду говорить с ним» (Бэмидбар 12:6).

7.5 И у всех пророков в момент пророчества содрогаются члены их, и телесная сила ослабевает, и восприятие реальности затуманивается, и их интеллект освобождается, чтобы понять увиденное; как сказано об Аврааме, «И вот, ужас и мрак великий обрушивается на него» (Берешит 15:12) ; и как сказано о Даниэле: «И сознание мое восстало на меня, и не сдержал я силы» (Даниэль 10:8).

7.6 (З) Вещи, которые раскрывают пророку в пророческом видении, сообщаются ему в виде иносказания, и сразу отчеканивается в его сердце объяснение этого иносказания в пророческом видении, чтобы он знал, что это значит: как лестница, которую видел праотец Яаков, и ангелы, поднимающиеся и опускающиеся по ней -иносказание о царствах и порабощении ими евреев; и как животные, которых видел Иехезкель, и большой сосуд, и цветущая палка, которые видел Иеремия, и свиток, который видел Иехезкель, и амфора, которую видел Захария.

7.7 И так же другие пророки: иногда они сообщают иносказание и его смысл, как эти; иногда говорят только значение увиденного. И изредка — только пересказывают видение без объяснения, как кое-что из сказанного Иехезкелем и Захарией. Но все пророчествуют путем иносказания и аллегории (загадки).

7.8 (4) Пророки не получают пророчество в любой момент, когда захотят, — но сосредотачиваются и погружаются в радость и благодушие, и уединяются, так как нельзя получить пророчество ни в состоянии раздражения, ни в состоянии лени, а только в радости. Поэтому «ученики пророков» играли на музыкальных инструментах, желая получить пророчество; и это то, о чем сказано: «и они пророчествуют» (Шмуэль 1, 10:5) — то есть ведут себя, как в состоянии пророчества, пока не получат пророчество; так же, как говорят «такой-то подрастает» (но еще не вырос — прим. п.).

7.9 (5) Те, кто готовят себя к получению пророчества, называются «ученики пророков». И хотя они сосредотачиваются на этом, может снизойти на них Божественное присутствие, а может и не снизойти.

7.10 (б) Все, что мы сказали — это путь получения пророчества для всех пророков, от ранних до последних, кроме Моше — учителя нашего и учителя всех пророков. В чем разница между пророчеством Моше и всех остальных пророков? Все пророки получают информацию во сне или видении, а Моше-рабейну — в момент бодрствования и стоя, как сказано: «И когда пришел Моше в Шатер Откровения, [чтобы Б-г] говорил с ним, то услышал голос» (Бэмидбар 7:89).

7.11 Все пророки получают пророчество через ангела; поэтому видят то, что они видят, загадкой и иносказанием. Моше-рабейну без посредства ангела, как сказано: «Уста к устам буду говорить с ним» (Бэмидбар 12:8). И сказано: «И говорил Б-г с Моше лицом к лицу» (Шмот 33:11), и сказано: «И образ Всевышнего узрит» (Бэмидбар 12:8) ; то есть, тут нет иносказания, но видит Моше информацию как она есть, без загадок и притч; он тот, о ком свидетельствует Тора: «И видение получает он без загадок» (там же), то есть, не получает пророчество в виде загадки, но видение, в котором видит вещь так, как она есть.

7.12 Все пророки боятся, и пугаются, и теряют силы. А Моше-рабейну не так; о нем сказано: «…как говорил бы человек с товарищем своим» (Шмот 33:11) : как не пугается человек, услышав слова товарища, так в сознании Моше-рабейну была сила понять слова пророчества, оставаясь при этом самим собой.

7.13 Все пророки не получают пророчество в любое время, когда захотят; Моше-рабейну не так, но в любое время, когда ему нужно, погружается в состояние «руах-а-кодеш» и получает пророчество; и не нужно ему сосредотачиваться и искать удобное время, так как он сосредоточен и готов всегда, как ангелы-служители. Поэтому получает пророчество в любой момент, как сказано: «Стойте и я послушаю, что прикажет вам Всевышний» (Бэмидбар 9:8).

7.14 И это обещал ему Господь, как сказано: «Иди, скажи им: идите себе в свои шатры. А ты тут оставайся, со Мной» (Дварим 5:26-27). Отсюда учат, что все пророки, когда пророчество прекращается, возвращаются в свои шатры, то есть к нуждам своего тела, как обычные люди; поэтому не отдаляются от своих жен. А Моше-рабейну не вернулся к своему изначальному «шатру»; поэтому отдалился от своей жены навсегда, и от всего, подобного этому, и привязалось сознание его к Оплоту миров, и не исчезало его величие никогда; и лицо его начало светиться, и освятился, как ангелы.

7.15 (7) Пророк может получить пророчество лично для себя, цель которого — расширить его сердце и увеличить знание, чтобы познал то, чего не знал до сих пор из тех великих вещей, о которых мы говорили выше. А может быть послан к одному из народов мира, или к жителям некоего города или государства с целью объяснить им нечто и сообщить, что нужно делать, или отвратить их от злых дел, которые они творят; и когда посылают его, дают ему знак и знамение, чтобы понял народ, что Б-г послал его на самом деле.

7.16 Не всякому, кто делает знак и знамение, верят, что он пророк, но только такому, о котором изначально знают, что он достоин пророчества по мудрости своей и по делам своим, в которых он возвышается над своими ровесниками, и который готовит себя к пророчеству и освящается, и отдаляется от греха, и потом приходит и делает знак и знамение и говорит, что Б-г послал его — такого пророка обязаны слушать, как сказано: «его слушайте» (Дварим 18:15).

7.17 Возможно, что некто сделает знак и знамение, не будучи пророком, а с помощью чего-то, нам неизвестного. Несмотря на это, заповедано его слушать, если он соответствует критериям пророка, так как большинство таких людей пророки и мы обязаны их слушать; так же как судят на основании показаний двух свидетелей, соответствующих требованиям к свидетелям, хотя есть возможность, что их свидетельство ложно — раз они соответствуют критериям, мы им верим. И об этом и о вещах такого типа сказано: «Тайное — Господу, Б-гу нашему; а явное — нам и потомкам нашим» (Дварим 29:28). И сказано: «Ведь человек смотрит глазами, а Господь смотрит в сердце» (Шмуэль 1, 16:7).

Глава восьмая

8.1 В пророчество Моше-рабейну народ Израиля поверил не из-за знамений, которые он делал: ведь у того, кто верит на основании знамений, остается в сердце подозрение, что, возможно, знамение сделано при помощи колдовства. Но все чудеса, которые Моше сделал в пустыне, были сделаны по необходимости, а не с целью подтвердить истинность пророчества: нужно было уничтожить египтян — рассек море и утопил их в нем; мы нуждались в пище -спустил для нас «ман»; возжаждали — сделал из камня источник воды; восстало против него сообщество Кораха — проглотила их земля. И так все остальные чудеса.

8.2 Когда же народ поверил Моше? Во время Синайского откровения, когда наши собственные глаза видели, а не чужие, и наши собственные уши слышали, а не другой пересказал нам, тот огонь и те голоса, и языки пламени. И он подходит к туманному облаку, и Голос говорит с ним. И мы слышим: «Моше, Моше! Иди, скажи им так и так». И также он говорит: «Лицом к лицу говорил Господь с вами» (Дварим 5:4). И сказано: «Не с отцами нашими заключил Господь этот союз, а с нами» (Дварим 5:3).

8.3 Откуда видно, что только Синайское откровение было несомненным доказательством истинности его пророчества? Сказано: «Вот, Я прихожу к тебе в толще облачной, чтобы услышал народ, как Я говорю с тобой, и поверил тебе навсегда» (Шмот 19:9). Отсюда понятно, что до этого события не верили в него абсолютной верой, но такой, которая оставляет место сомнениям.

8.4 (2) Таким образом, те, к кому он был послан, сами стали свидетелями о его пророчестве, что это истина, и он не должен был делать им знамение: ведь они и он едины в этом, как два свидетеля, которые видели одно и то же вместе — и каждый из них подтверждает истинность слов товарища, и не должен один из них приводить доказательства другому; так Моше-рабейну — весь еврейский народ стал ему свидетелем после Синайского откровения, и он не должен был делать им знамение.

8.5 Поэтому, когда Всевышний сказал ему в начале его пророчества, в тот момент, когда дал ему знамения, которые нужно было сделать в Египте: «И будут слушаться тебя» (Шмот 3:18) — знал Моше-рабейну, что у того, кто верит на основании знамений, есть в сердце сомнение и место для раздумий об истинности услышанного, и растерялся, и сказал: «Но они мне не поверят!» (Шмот 4:1) — пока не сообщил ему Всевышний, что эти знамения нужны только до выхода из Египта; а после исхода, в момент Синайского откровения, исчезнут раздумья, сказал Господь, и там Я дам тебе такое знамение, чтобы узнали, что Я послал тебя на самом деле изначально, и не останется в их сердце сомнений. И об этом написано: «И вот тебе знамение, что Я тебя послал: когда выведешь ты этот народ из Египта, будете служить Всевышнему на этой горе» (Шмот 3:12).

8.6 Можно сказать, что любому пророку после Моше-рабейну мы верим не только на основании знамения, так чтобы сказать: если сделает знамение, будем слушать его во всем, что он скажет; но потому, что есть заповедь, которую заповедал нам Моше в Торе, сказав: если сделал знамение — «его слушайте» (Дварим 18:15). Так же, как заповедано нам судить на основании показаний двух свидетелей, хотя мы не знаем точно, свидетельствуют ли они правду или ложь — так заповедано слушать такого пророка, истинно ли его знамение или это колдовство.

8.7 (3) Поэтому, если пришел пророк и сделал великие знамения и чудеса, и захотел отменить пророчество Моше-рабейну — не слушают его, и можно быть уверенным, что все эти знамения — фокусы и колдовство, так как пророчество Моше-рабейну — не на основании знамений, чтобы можно было сравнить те и эти знамения, но собственными глазами мы видели и собственными ушами слышали это пророчество, так же, как слышал он.

8.8 Это похоже на свидетелей, которые засвидетельствовали человеку, видевшему нечто своими глазами, что это не так, как он видел; он не слушает их и знает точно, что они лжесвидетели.

8.9 Об этом говорит Тора, что если сделают тебе чудеса и знамения, «не слушай слов этого пророка» (Дварим 13:4) такого, который приходит к тебе с чудесами и знамениями, чтобы отрицать то, что ты видел собственными глазами. Если мы верим знамению только потому, что так заповедал нам Моше, как мы можем принять знамение, призванное отменить пророчество Моше, которое мы видели и слышали?

Глава девятая

9.1 Ясно сказано и объяснено в Торе, что она — закон на все времена: нельзя ее изменить, ни убавить от нее, ни прибавить к ней, как сказано: «Все, что Я вам приказываю — это в точности исполняйте: не прибавляй к нему, и не убавляй от него» (см. Дварим 13:1); и сказано: «А то, что открыто — нам и сынам нашим, навсегда, делать все, что сказано в этой Торе» (Дварим 29:28). Отсюда учат, что все слова Торы заповедано нам исполнять всегда. Также сказано: «Вечный закон для [всех] поколений ваших» (Ваикра 3:17, и еще семь мест), и сказано: «не в небесах она» (Дварим 30:12) — отсюда учат, что пророк не имеет права с этого момента внести что-то новое.

9.2 Поэтому, если придет человек, еврей или нееврей, сделает знамение и скажет, что Б-г послал его добавить заповедь, или отменить заповедь, или дать уже существующей заповеди объяснение, которое мы не слышали от Моше, или скажет, что те заповеди, которые получил народ Израиля, не навсегда и не на все поколения, но были временными законами — это лжепророк, потому что он хочет отменить пророчество Моше; и суд приговаривает его к смертной казни через удушение, за то что посмел говорить от имени Всевышнего то, что ему не приказано. Ведь Он, благословенно Имя Его, заповедал Моше, что закон этот «нам и сынам нашим, навсегда» (Дварим 29:28), и «Б-г — не человек, и не передумает» (Бэмидбар 23:19).

9.3 (2) Если так, зачем сказано в Торе: «Пророка Я поставлю вам из числа братьев ваших, вроде тебя» (Дварим 18:18)? Не создать новый закон он приходит, а напомнить слова Торы и предостеречь народ от нарушений ее, как сказал последний из них: «Помните Тору Моше, раба Моего» (Малахи 3:22).

9.4 Так же, если пророк приказал нам что-то, не являющееся заповедью, например: идите в такое-то место или не идите, начинайте войну сегодня или не начинайте, стройте эту стену или не стройте ее — обязаны его слушать; а нарушающий его приказ заслуживает смерти от руки Небес, как сказано: «И будет: человек, который не послушается Моих слов, — [то есть] того, кто будет говорить от Моего имени, — Я востребую с него» (Дварим 18:19).

9.5 (3) И также пророк, нарушающий собственные слова, и тот, кто скрывает свое пророчество — заслуживают смерть от руки Небес; и об этих трех случаях сказано: «Я востребую с него» (Дварим 18:19).

9.6 Также, если скажет нам пророк, о котором нам уже известно, что он пророк, нарушить одну или несколько заповедей из Торы, легких или тяжких, временно — заповедано его слушать. Это мы получили по традиции от мудрецов прошлых поколений: во всем, если скажет тебе пророк нарушить Тору, как Элиягу на горе Кармель, — слушайся его, кроме идолопоклонства. И только тогда, когда приказ временный, как Элиягу на горе Кармель, который принес жертву не в Храме, хотя Иерусалим уже был избран как место Храма, а тот, кто приносит жертву вне Храма, несет наказание «карэт». Но так как он пророк, заповедь его слушать; и также об этом сказано: «его слушайте» (Дварим 18:15).

9.7 И если бы спросили Элиягу: не нарушаем ли мы то, что написано в Торе — «…чтобы не возносил ты жертвы свои в любом месте, какое увидишь» (Дварим 12:13) — он бы ответил: нет, но только тот, кто постоянно приносит жертвы не в Храме, заслуживает «карэт», как сказал Моше; но я сегодня принесу жертву не в Храме по приказу Всевышнего, чтобы уничтожить пророков Баала.

9.8 И так же если другие пророки приказали нарушить временно заповедь, нужно их слушать; а если сказали, что эта вещь отменяется навсегда — казнят их удушением, так как сказано в Торе: «нам и сынам нашим, навсегда» (Дварим 29:28). (4) Также если отменяет часть информации, полученной по традиции, или утверждает в суде по законам Торы, что Всевышний открыл ему, что решение суда должно быть таковым, а не другим, — должен быть удушен, хотя и сделал знамение, так как он отрицает Тору, где сказано: «не в небесах она» (Дварим 30:12). Но временно -слушают его во всем.

9.9 (5) Это сказано обо всех заповедях, кроме запрета идолопоклонства. Но в этом запрете не слушают его, даже временно. Даже если сделал великие чудеса и знамения и сказал: «Всевышний открыл мне, чтобы ты поклонялся идолам только сегодня, или только в этот час» — такой пророк призывает к предательству Б-га, и об этом повелевает письменная Тора: «…и сделал чудеса и знамения… не слушай слов этого пророка… так как он сказал слова предательства на Господа, Б-га вашего» (Дварим 13:3-6), то есть стремится опровергнуть пророчество Моше. И поэтому станет понятно, что это лжепророк, и все, что он сделал — фокус и колдовство; и будет удушен.

Глава десятая

10.1 Если придет к нам пророк и скажет, что Всевышний послал его — не должен он делать знамение, подобное знамениям Моше или знамениям Элиягу и Элиши, в которых есть изменение законов природы; но вот в чем его знамение: сообщает он нечто, что должно произойти в мире, и ждут исполнения его слов, как сказано: «И если скажешь в сердце своем: как мы узнаем это…» (Дварим 18:21). Поэтому, если придет человек, достойный пророчества в служении своем Б-гу, и не будет прибавлять и убавлять, но призывать служить Б-гу в заповедях Торы — не говорят ему: рассеки нам море или воскреси умершего, и тому подобное, а потом мы тебе поверим; но говорят ему: если ты пророк, скажи нам, что должно произойти в будущем; и он говорит, а мы ждем, исполнятся ли его слова; и если не исполнились, даже если упущена одна маленькая деталь — понятно, что он лжепророк.

10.2 А если все его слова исполнились, должен быть в глазах наших достойным доверия. (2) И проверяют его много раз. Если все его слова оказались верными — это истинный пророк, как сказано о Шмуэле: «И стало известно всему Израилю, от [земель] Дана до Беер-Шевы, что истинный пророк Шмуэль Всевышнему» (Шмуэль I, 3:20).

10.3 Однако астрологи и колдуны тоже предсказывают будущее. Какая же разница между пророком и ними? У астрологов и колдунов, и им подобных, предсказания частично сбываются, а частично нет, в том смысле, как сказано: «Пускай-ка придут и расскажут тебе заклинатели небес, звездочеты, сообщающие по месяцам из [тех событий], которые произойдут с тобой» (Ишаяу 47:13) — «из» событий, а не все события. И возможно, что ничего из их слов не исполнится, а ошибятся во всем, как сказано: «Отменяет знамения обманщиков и вводит в заблуждение колдунов» (Ишаяу 44:25).

10.4 Но все, что сказал пророк, сбывается, как сказано: «Потому что не пропадет [ничего] из слова Господа» (Малахим 2, 10:10). И также сказано: «Тот, кто увидел сон, да расскажет сон, а тот, кому было слово от Меня, перескажет слова Мои истинно; зачем мешать чистое зерно с соломой, сказал Господь» (Иермияу 23:28). То есть, слова колдунов и сны — как солома, в которую подмешалось немного зерна, а слово Господа — как чистое зерно, в котором нет совершенно соломы.

10.5 И в этом убеждает нас письменная Тора, говоря, что те же вещи, которые сообщают народам астрологи и колдуны, обманывая их, пророк сообщит абсолютно истинно, и не нуждаетесь вы в астрологе, и колдуне, и им подобных, как сказано: «Да не найдется в среде твоей проводящего сына своего или дочь свою через огонь, колдуна, астролога, гадателя… потому что эти народы, землю которых ты наследуешь, слушаются колдунов и астрологов, а ты — не это Господь дал тебе. Пророка из среды твоей, из братьев твоих… поставлю тебе» (см. Дварим 18:10-15).

10.6 Из вышесказанного ясно, что пророк приходит к нам только для того, чтобы сообщить, что произойдет в будущем — например, достаток или голод, война или мир, и тому подобное. И даже нужды отдельного человека сообщает ему, как в случае с Шаулем, у которого была потеря и он пошел к пророку, чтобы тот открыл ему ее местонахождение. И только подобные вещи может говорить пророк — не создавать новую религию, не прибавлять заповедь и не убавлять.

10.7 (4) Предсказания пророком несчастий, например, «такой-то умрет», или «такой-то год — год голода или войны», и тому подобное — если не сбылись, не отрицает это его пророческого дара, и не говорят: «вот, сказал и не сбылось!», потому что Господь, благословен Он, «милостив и милосерден, и прощает зло» (Йоэль 2:13; Иона 4:2), и возможно, что люди раскаялись и им простилось, как жителям Нинве, или наказание было отложено, как во времена Хизкияу.

10.8 Но если пообещал нечто хорошее и сказал, что будет так-то и так-то, и эта вещь не сбылась — станет понятно, что это лжепророк; ведь все хорошее, что обещано Б-гом, даже при каком-то условии, сбывается. Отсюда понятно, что только в хороших предсказаниях испытывают пророка.

10.9 Об этом говорит Иермияу в своем ответе Хананье бзн Азуру, когда Иермияу пророчествовал плохое, а Хананья — хорошее. Сказал он Хананье: если мои слова не сбудутся, не доказывает это, что я лжепророк; но если твои слова не сбудутся — станет ясно, что ты лжепророк: «Только послушай-ка, что я скажу… пророк, который предсказывает мир — когда сбывается его пророчество, тогда убедит пророк, что Господь послал его на самом деле» (см. Иермияу 28:7-9).

10.10 (5) Пророка, о котором другой пророк засвидетельствовал, что тот пророк, считают пророком, и не нужно этого второго испытывать; так, Моше-рабейну засвидетельствовал о Иеошуа, и поверил в него весь народ Израиля прежде, чем тот сделал знамение. И так — на все времена.

10.11 Пророк, о котором известно, что он пророк, и слова его сбываются раз за разом, или засвидетельствовал о нем другой пророк, и ведет он себя, как подобает пророку, — запрещено раздумывать про него и подозревать о его пророчестве, что оно не истинно. И запрещено испытывать его слишком много, и не следует нам его испытывать до бесконечности, как сказано: «Не искушайте Господа, Б-га вашего, как вы испытывали Его в Масе» (Дварим 6:16) (название местности Маса происходит от слова «испытание» — прим. п.), когда говорили: «Есть ли Б-г среди нас, или нет?» (Шмот 17:7). Но после того, как стало известно, что он действительно пророк, должны верить и знать, что с ними говорит Господь; и не подозревать этого пророка во лжи, как сказано: «…и поймут, что пророк был среди них» (Иехезкель 2:5; Иехезкель 33:33).