Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Законы изучения Торы

Они включают две повелевающие заповеди:

1. Учить Тору.

2. Почитать обучающих ей и знающих ее. И объяснение этих двух заповедей — в следующих главах.

Глава первая

1.1 Женщины и рабы освобождены от изучения Торы; но мальчика отец обязан обучать Торе, как сказано: «И обучайте сыновей своих, рассказывая им» (Дварим 11:19). Женщина же не обязана обучать своего сына, так как только тот, кто должен учиться сам, должен обучать других.

1.2 Так же, как обязан человек обучать своего сына, обязан обучать и внука, как сказано: «И перескажите сыновьям, и сыновьям сыновей» (Дварим 4:9). И не только сына и внука, но обязан каждый мудрец Израиля обучать любого ученика, даже не из своих потомков; как сказано — «И повторяй их (законы — прим. п.) сыновьям твоим» (Дварим 6:7), и получено по традиции, что «сыновья» в данном случае — это ученики, так как [в Танахе] часто ученики называются сыновьями, например: «И вышли сыновья пророков (т.е. ученики пророков) » (Малахим 2, 2:3).

1.3 Если так, почему отдельно заповедано обучать сына и внука? Для того, чтобы подчеркнуть, что обучение сына приоритетно по отношению к обучению внука, а обучение внука — по отношению к обучению чужого ребенка. (3) Кроме того, для обучения своего ребенка человек обязан нанимать учителя, а заповедь обучать чужого ребенка не обязывает к денежным тратам.

1.4 Тот, кого не обучил отец, обязан учиться сам, когда узнает [об этой заповеди], как сказано: «И обучайте им (законам — прим. п.), и следите, чтобы выполнять их» (Дварим 5:1). (т. е., обращайте внимание, чтобы все законы выполнялись — что невозможно без их знания. Прим. п.). То есть, изучение всегда должно предшествовать действию, потому что изучение приводит к выполнению, но выполнение не приводит к изучению.

1.5 (4) Если у человека есть сын, в первую очередь этот человек заботится о собственном обучении, а затем об обучении сына. Если же сын очень сообразителен и понимает изученное лучше отца, приоритетно обучение сына; но, несмотря на это, отец не должен бросать учебу, ведь так же, как он обязан обучить сына, он обязан и обучиться сам.

1.6 (5) Обязательно должен человек сначала изучить Тору, а затем жениться: ведь если прежде женился, его сознание уже недостаточно свободно, чтобы учиться. Но если возобладало в нем животное начало и он понял, что сердце его не свободно — может жениться, а потом приступать к изучению Торы.

1.7 (6) С какого момента нужно начинать учить ребенка Торе? С того момента, как он начнет разговаривать, обучают его фразе «Тора заповедана нам Моше» (Дварим 33:4) и первому предложению из отрывка «Шма, Исраэль» (Дварим 6:4). Затем потихоньку обучают его отдельным отрывкам, пока не достигнет возраста шести или семи лет, в зависимости от состояния здоровья; в этом возрасте его отправляют к меламеду — человеку, профессионально занимающемуся обучением Торе маленьких детей.

1.8 (7) Если местный обычай — платить меламеду деньги, отец обязан платить; и обязан обучать ребенка за плату, пока тот не научится читать (по свитку, со всеми правилами — прим. п.) всю Письменную Тору.

1.9 В местности, где принято обучать Письменной Торе за деньги, можно получать за это деньги; но Устную Тору запрещено преподавать за деньги, как сказано: «Смотрите, обучил я вас законам и правилам, как приказал мне Всевышний» (Дварим 4:5) -так же, как я получил эти знания даром, так и вы получили их от меня даром, и когда будете обучать следующие поколения, поступайте так же, как я поступил с вами.

1.10 Если человек не нашел никого, кто мог бы обучить его Устной Торе бесплатно — должен учиться за деньги, как сказано: «Приобрети истину…» (Мишлей 23:23). Можно подумать, что тогда он может делиться этими знаниями с другими за деньги; но об этом сказано: «…и не продавай» (там же). Отсюда учат, что запрещено человеку преподавать за деньги, даже если его учитель обучал его за деньги.

1.11 (8) Каждый мужчина в еврейском народе обязан учить Тору: как бедняк, так и богач; как здоровый, так и болезненный; как молодой, так и дряхлый старик; даже нищий, собирающий подаяние, и даже глава многодетной семьи — обязан установить для себя время для изучения Торы днем и ночью, как сказано: «И обсуждайте это днем и ночью» (Иеошуа 1:8).

1.12 (9) Среди величайших мудрецов Израиля были и лесорубы, и водоносы, и даже слепые. И несмотря на это, занимались Торой днем и ночью; и они были звеньями цепочки передачи устной традиции, восходящей к Моше-рабейну.

1.13 (10) До каких пор обязан человек учить Тору? До дня своей смерти, как сказано: «Да не отойдут они (слова торы — прим. п.) от сердца твоего все дни твоей жизни» (Дварим 4:9) ; и все время, когда человек не учит, он забывает. (11) Время, предназначенное для изучения Торы, нужно разделить на три части: треть — на изучение Письменной Торы, треть на Устную Тору, и треть — на развитие навыка выведения законов из известных посылок, уподобления одного другому, принятия решений на основании правил изучения Торы — пока не поймет, на чем основаны те или иные постановления, касающиеся разрешения или запрещения определенных вещей, которые он получил по традиции; все это называется «талмуд» (учение).

1.14 (12) Каким образом? Если это ремесленник, должен отвести на занятие своим ремеслом три часа, а на изучение Торы — девять: из них три часа читать Письменную Тору, три — изучать Устную Тору и три — размышлять о правилах выведения законов. При этом то, что получено по традиции, нужно относить к Письменной Торе, объяснение этих вещей — к Устной Торе, а темы, называемые «пардэс» — к «талмуду».

1.15 Все вышесказанное относится к начальному периоду учебы человека; но когда он приобретет достаточно знаний, чтобы не нуждаться в постоянном изучении Письменной и Устной Торы -должен периодически повторять изученное, чтобы не забыть какой-нибудь из законов Торы, а все свои силы обратить на «талмуд», в соответствии со своими способностями.

1.16 (13) Если Тору учит женщина — есть у нее заслуга, но не такая, как у мужчины, так как для нее это не обязанность; а каждый, кто делает нечто, что он делать не обязан, не может сравниться в заслуге с тем, кто выполняет обязанность. И хотя у женщин есть заслуга в изучении Торы, мудрецы указали мужчинам не обучать Торе своих дочерей, так как большинство женщин не имеют намерения обучиться и превращают изучение Торы в пустой разговор, по недомыслию своему.

1.17 Сказали мудрецы: каждый, кто обучает свою дочь Торе — как будто обучает ее пустому. Это сказано об Устной Торе; но если речь идет о Письменной Торе — хотя не делают этого специально, но если обучил, не считается, что обучил пустому.

Глава вторая

2.1 Нужно назначать меламеда как в любом крупном городе, так и в любом мелком поселке. А если в городе нет детей, обучаемых Торе — на жителей города накладывают «херем» (отвержение), пока не назначат меламедов; если и после этого не назначили разрушают город: ведь мир держится только на лепете детей, обучаемых Торе.

2.2 Детей отдают на обучение в возрасте шести-семи лет, в зависимости от сил ребенка и состояния его здоровья. Более маленьких детей не обучают систематически. Меламед должен использовать телесные наказания, чтобы дети боялись его ослушаться; но не избивать их зверски, с жестокостью — поэтому бьет он детей не плетьми или палками, но маленьким ремешком.

2.3 Дети должны учиться весь световой день и небольшую часть ночи, чтобы они привыкли учиться и в дневное, и в ночное время. И нельзя отменять занятия детей, кроме как перед началом шабата или праздника из Торы, и в сам праздник; но в шабат — не начинают учить нечто новое, но повторяют уже изученное. И нельзя отменять занятия детей [для общественных нужд], даже для строительства Храма.

2.4 (З) Если меламед оставляет детей и уходит, или делает с ними что-то, не имеющее отношения к изучению Торы, или относится к их обучению халатно — о таком сказано: «Проклят выполняющий

Божью работу недобросовестно» (Иермияу 48:10). Поэтому меламедом нужно назначать человека богобоязненного, быстро и точно объясняющего материал. (4) Нельзя ставить меламедом человека неженатого, так как за детьми часто приходят их мамы; также женщине нельзя быть меламедом — из-за отцов, которые приходят за детьми.

2.5 У одного меламеда могут обучаться одновременно до двадцати пяти детей. Если их больше двадцати пяти, но меньше сорока -меламеду требуется помощник, а если больше сорока — нужно назначить двух меламедов.

2.6 Если есть два меламеда — нужно выбрать из них лучшего, как в знании текста, так и в объяснении материала. Это верно для случая, когда оба кандидата находятся в одном городе и не по разные стороны от реки; но в другой город или за реку не посылают малыша, разве что через реку есть крепкий и надежный мост.

2.7 Если один из жителей переулка, даже из жильцов двора, решил стать меламедом — соседи не имеют права протестовать. Также меламед, рядом с которым другой меламед открыл свою школу (независимо от того, имел ли тот в виду набрать других учеников или переманить учеников предыдущего меламеда), не имеет права протестовать, как сказано: «Всевышний, желающий утвердить в мире справедливость свою, возвысит Тору и возвеличит» (Ишаяу 42:21).

Глава третья

3.1 Тремя венцами увенчан Израиль — венцом Торы, венцом храмового служения и венцом царствования. Венца храмового служения удостоился Аарон, как сказано: «И будет ему и потомкам его союзом вечного служения» (Бэмидбар 25:13). Венца царствования удостоился Давид, как сказано: «Потомки его будут всегда, и трон его — как солнце передо мной» (Теилим 89:37). Венец же Торы ожидает каждого, как сказано: «…наследие общины Яакова» (Дварим 33:4) ; каждый, кто захочет, пусть подходит и берет.

3.2 Не думай, что первые два венца важнее, чем венец Торы -ведь сказано: «Со Мной будут царствовать цари, и владыки -издавать справедливые законы; со Мной будут служить назначенные на должность» (Мипшей 8:15-16). Отсюда учат, что венец Торы важнее, чем венцы служения и царствования. (2) Говорили наши Мудрецы: ученик мудрецов-мамзер (человек, родившийся от блуда, который имеет некоторые ограничения в личной и общественной жизни — прим. п.) выше, чем «коэн-гадоль» (первосвященник) -невежда; как сказано: «Дороже жемчуга она» (Мишлей 3:15) — то есть, Тора дороже, чем «коэн-гадоль», который сравнивается с жемчугом, так как имеет право заходить в самое внутреннее помещение Храма (игра слов – на иврите слова «жемчуг» и «внутренний» звучат почти одинаково, прим. п.).

3.3 Нет ни одной заповеди в Торе, которая сравнивалась бы по своему значению с изучением Торы; а об изучении Торы сказано, что это сравнимо с выполнением всех остальных заповедей, вместе взятых, так как изучение приводит к выполнению. Поэтому в любой ситуации изучение Торы приоритетно по отношению к исполнению заповеди. (4) Если перед человеком стоит выбор — выполнить заповедь или учить Тору, и если эта заповедь может быть выполнена другими, не должен прерывать из-за нее изучение Торы; но если эта заповедь лежит именно на нем — должен сделать это, а затем вернуться к учебе.

3.4 (5) Всевышний судит человека прежде всего за изучение Торы, а только потом — за остальные поступки. Поэтому мудрецы сказали: обязательно нужно заниматься Торой, даже не имея цели выполнить заповедь — так как человек, который так делает, рано или поздно начнет учить ее с целью выполнить заповедь.

3.5 (б) Тот, кто возгорелся желанием выполнить эту заповедь так, как положено — не должен думать о других вещах, и не должен помышлять, что приобретет знания вместе с почестями и богатством. Таков путь приобретения Торы: кушай хлеб с солью, спи на земле, ограничивай свои потребности и трудись над Торой. И не всегда по силам тебе эту работу завершить, но и не в праве ты от нее освободиться; и чем больше стараешься, тем больше твоя награда, которая соответствует трудностям.

3.6 (7) Если человек думает: поднакоплю денег, а затем вернусь к изучению; куплю то, что мне нужно, освобожусь от дел, а затем вернусь к изучению — если такая мысль появилась в твоем сердце, никогда не приобрести тебе венец Торы; но должен ты сделать своим главным занятием изучение Торы, а второстепенным — заботу о материальных благах. И не говори, что возьмешься за изучение Торы, когда освободишься: ведь можешь никогда не освободиться.

3.7 (8) Написано о Торе: «Не в небесах она… и не за морем она» (Дварим 30:12-13). «Не в небесах она» — то есть, не найдешь ее среди гордецов; а «не за морем она» — то есть, не найдешь ее среди тех, кто отправляется в далекие путешествия в поисках богатства. Поэтому сказали мудрецы: не каждый, кто много торгует, умнеет; и рекомендовали: уменьшай занятия бизнесом и увеличивай занятия Торой.

3.8 (9) Слова Торы сравнивают с водой, как сказано: «Эй, все, кто жаждет, идите к воде!» (Ишаяу 55:1) — чтобы ты понял: так же, как вода не останавливается на склоне горы, а стекает с него и скапливается на равнине — так и слова Торы не услышишь среди гордецов, и не найдешь их в сердце тех, кто высокого о себе мнения; но только в таком человеке, который с предельной скромностью следует везде и во всем за мудрецами, и устраняет из своего сердца вожделения и жажду временных удовольствий, работает понемногу ежедневно для поддержания жизни, если ему нечего есть, а все остальное время — днем и ночью — занимается Торой.

3.9 (10) Тот, кто намерен заниматься Торой, не работая и живя на милостыню — оскверняет Имя [Б-га], и позорит Тору, и гасит светоч веры, и навлекает на себя беды, и лишает себя Вечной жизни; ведь запрещено получать выгоду от изучения Торы в этом мире.

3.10 Сказали мудрецы: каждый, кто получает выгоду от слов Торы — лишает себя Вечной жизни. И добавили: не делай из них (слов Торы) корону, чтобы возвыситься в глазах окружающих, и не заступ, чтобы копать ими; и еще сказали: люби работу и ненавидь барство (важное положение, раввинские почести — прим. п.). Тора, рядом с которой нет работы, не сохранится, и человек, который так поступает, кончит тем, что станет грабить людей.

3.11 Большая заслуга есть у того, кто кормит себя собственными руками, и так поступали благочестивые люди прежних поколений; и этим достигается все благо этого мира, а также Будущий Мир, как сказано: «Если трудом рук своих добываешь себе пропитание счастлив ты, и хорошо тебе» (Теилим 128:2) — то есть, «счастлив ты» в этом мире, и «хорошо тебе» в мире Будущем, о котором сказано, что он «абсолютно хорош».

3.12 Не дается изучение Торы ни тем, кто заботится при этом о физическом удовольствии, ни тем, кто учится в слишком удобных условиях и кушает или пьет во время учебы; но только тем, кто забывает обо всем во время учения, стремится ограничить потребности тела и не сомкнет глаз, и не сморгнет веком.

3.13 Объяснили мудрецы намек, содержащийся в отрывке: «Вот закон: если человек умер под крышей…» Сем. Бэмидбар 19:14) — Тора (Закон) дается только тем, кто «умерщвляет» себя, забывая о потребностях тела, под крышей Домов учения. И также сказал Шломо в мудрости своей: «Исцелился в трудный час — уменьшились силы твои» (Мишлей 24:10) ; и в другом месте: «Однако мудрость моя не изменила мне» (Коэлет 2:9) — мудрость, приобретенная «однако», вопреки трудностям.

3.14 Сказали мудрецы: обещано тому, кто трудится над изучением Торы в Доме собраний, что не забудет он изученного вскорости; а каждый, кто трудится над изучением Торы не публично (т.е. скромно — прим. п.) — приобретает мудрость, как сказано: «Со скромными мудрость» (Мишлей 11:2). И если человек проговаривает вслух изученное, дается ему учение; но если он читает про себя -быстро забывает.

3.15 (13) Хотя заповедано учиться днем и ночью, большую часть своей мудрости человек приобретает ночью; поэтому тот, кто хочет удостоиться венца Торы, должен посвятить этому все вечера, и ни один из них не потерять на сон, или еду, или питье, или разговор, и тому подобное, а заниматься лишь изучением Торы и мудрыми беседами. Сказали мудрецы, что «гумно» Торы — ночь, как сказано: «Встань, воспой ночью» (Эйха 2:19) (игра слов: на иврите «горен» — гумно и «рон» — пение — похожие слова. Прим. п.). И на каждого, кто ночью занимается Торой, днем изливается милосердие, как сказано: «Днем прикажет Господь милосердию своему, а ночью — пойте со мной молитву Б-гу Живому» (Теилим 42:9). И каждый дом, в котором ночью не слышны слова Торы, пожирает огонь.

3.16 «Ведь слово Господа презрел» (Бэмидбар 15:31) — это сказано о тех, кто не обращает внимание на слова Торы. Но также и тот, кто имеет возможность заниматься Торой и не делает этого, и тот, кто начал учиться, а затем оставил учебу для погони за преходящими ценностями и презрел изучение Торы — в числе тех, кто «презрел слово Господа».

3.17 Сказали мудрецы: каждый, кто не учит Тору, будучи богатым — в конце концов не сможет учить ее из-за бедности; а каждый, кто занимается Торой в бедности, в конце концов будет учить ее в богатстве. Эта тема подробно объяснена в Письменной Торе; так, сказано: «За то, что не служил Господу, Б-гу своему, в радости и довольстве от избытка всего — будешь рабом врагов своих» (Дварим 28:47-48); и еще сказано: «…чтобы испытать тебя с целью наградить впоследствии» (Дварим 8:16).

Глава четвертая

4.1 Словам Торы можно обучать только достойного, приятного в поведении ученика, или наивного. Но такого, который ведет себя плохо, сначала нужно исправить, направить его по прямому пути, затем проверить, [ведет ли он себя правильно]; и только после этого его можно ввести в дом учения и обучать. Сказали мудрецы: тот, кто обучает недостойного ученика, как будто бросил камень в честь Меркулиса (вид идолопоклонства — прим. п.), потому что сказано: «Подобен закладывающему в метательную машину груду камней тот, кто воздает честь глупцу» (Мишлей 26:8), а «честь» — не что иное, как Тора, как сказано: «Честь унаследуют мудрые» (Мишлей 3:35).

4.2 Если же рав (учитель) ведет себя недостойно, даже если это большой мудрец и все нуждаются в его знаниях — нельзя у него учиться, пока не исправится; как сказано: «Ведь уста служителя сохранят знание, и из его уст черпайте закон: ведь ангел Господа Воинств он» (Малахи 2:7). Сказали мудрецы: если похож рав на ангела Господа Воинств — черпайте из его уст закон; если же нет — не учитесь у него.

4.3 (2) Как обучают? Учитель сидит во главе, а ученики — перед ним полукругом, чтобы каждый из них видел рава и слышал его слова. Не должен рав сидеть на стуле, когда его ученики сидят на голой земле: либо все сидят на земле, либо все на стульях. Раньше было принято, что рав сидит, а ученики стоят; но еще до разрушения Второго Храма было принято, чтобы ученики сидели.

4.4 (З) Рав может обучать учеников либо говоря с ними лично, либо при помощи человека, обладающего громким голосом -«переводчика». Если присутствует «переводчик», он стоит между учителем и учениками; рав говорит «переводчику», а тот передает его слова так, чтобы слышали все ученики. Если у учеников есть вопрос, они задают его «переводчику», а тот спрашивает рава. Рав, в свою очередь, отвечает «переводчику», а тот передает спросившему. Рав не должен говорить громче, чем «переводчик», а тот не должен говорить громче, чем рав, когда задает ему вопрос.

4.5 «Переводчик» не имеет права ни убавить, ни прибавить, ни изменить [слова рава], за исключением тех случаев, когда это учитель рава или его отец. Если рав сказал «переводчику»: так сказал мне мой учитель, или мой господин отец — при передаче тот может вставить имя человека, на которого сослался рав, то есть сказать: так сказал учителю рав такой-то, хотя учитель не произнес имени этого человека, так как запрещено называть своего учителя и отца по имени.

4.6 (4) Если рав объяснил ученикам нечто, а они не поняли, не должен рав злиться на них и раздражаться, но вернуться и объяснить непонятую вещь столько раз, сколько нужно, чтобы все поняли закон во всей его глубине. Также не должен ученик говорить, что он понял, когда на самом деле он не понял, но должен вернуться и спросить еще раз, и даже несколько раз. Если же рав разозлился на него и стал говорить раздраженно — должен сказать ему: рабби, это Тора, и я должен ее учить; но способности мои ограничены.

4.7 (5) Нельзя ученику стыдиться своих товарищей, которые поняли все с первого или со второго раза, а он — только после многократных повторений: ведь если он будет этого стыдиться — то выйдет из дома учения таким же невеждой, как и вошел. Поэтому говорили мудрецы прежних поколений: стеснительный не учится, а придирчивый не учит.

4.8 Здесь речь шла о случае, когда ученики не поняли материал из-за его глубины или из-за недостаточно острого ума; но если рав заметил, что они небрежно относятся к словам Торы или ленятся, и поэтому не поняли — обязан сердиться на них и стыдить их словами, чтобы они стали относиться к занятиям серьезнее; и об этом сказали мудрецы: держи учеников в страхе.

4.9 Поэтому не стоит раву вести себя легкомысленно в присутствии учеников, не шутить при них, не кушать и не пить с ними — чтобы они чувствовали перед ним страх и уважение и, таким образом, быстрее усваивали знания.

4.10 (6) Не задают учителю вопрос, как только он зайдет в дом учения, но ждут, пока он соберется с мыслями; и не должен ученик задавать вопрос сразу, как зайдет, но только после того, как сядет и отдохнет. Нельзя двум ученикам задавать вопрос одновременно. Нельзя задавать раву вопрос из области, которой на данный момент не занимаются, чтобы не поставить его в неловкое положение. Рав же имеет право запутывать учеников вопросами и действиями, совершаемыми им перед ними, чтобы улучшить их понимание и чтобы проверить, помнят ли они то, чему он их научил, или нет. И, конечно, имеет он право задавать им вопросы из области, которой на данный момент они не занимаются, чтобы приучить их к быстрой реакции.

4.11 (7) Не должен ученик вставать, задавая вопрос или отвечая учителю; нельзя при этом находиться выше учителя или далеко от него, или за спиной старших. Нужно задавать вопрос только по существу, и только богобоязненность должна быть причиной вопроса. Нельзя задавать более трех вопросов по одной теме.

4.12 (8) Если вопрос возник у двух учеников одновременно, у одного из них по теме, а у другого не по теме — отвечают в первую очередь тому, который спросил по теме; если у одного вопрос связан с действием, а у другого нет — тому, который спросил о действии; у одного из области закона, а у другого из области мидраша — тому, кто спросил о законе; у одного из области мидраша, а у другого из области агады — тому, кто спросил о мидраше; у одного из области агады, а у другого по методу «от легкого к строгому» — тому, кто спросил о методе «от легкого к строгому»; у одного по методу «от легкого к строгому», а у другого по методу аналогии — тому, кто спросил о методе «от легкого к строгому» (метод аналогии и метод «от легкого к строгому» — способы выведения законов из текста Письменной Торы, прим. п.).

4.13 Если один из спрашивающих мудрец, а другой — ученик, отвечают в первую очередь мудрецу; если один учится регулярно, а другой нет — тому, который учится регулярно. Если же оба мудрецы, или ученики, или неученые, и спросили оба о двух законах, о двух действиях и т.д. — с этого момента право выбора первого принадлежит «переводчику».

4.14 (9) Нельзя спать в доме учения. Если человек дремлет в доме учения, его мудрость разлетается на клочки, и об этом сказал Шломо в мудрости своей: «…и рваньё наденет дремлющий» (Мишлей 23:21). Нельзя разговаривать в доме учения ни о чем, кроме слов Торы; даже когда кто-нибудь чихнет, нельзя пожелать ему здоровья в доме учения, не говоря уже о других разговорах. Святость домов учения больше, чем святость домов молитвы (синагог).

Глава пятая

5.1 Так же, как заповедано каждому человеку почитать своего отца и бояться его, так же обязан человек почитать и бояться своего учителя; и учителя даже больше, чем отца, ведь отец дал ему преходящую жизнь, а рав, научивший его мудрости, дал ему вечную жизнь.

5.2 Если человек нашел вещь, потерянную отцом, и вещь, потерянную учителем — сначала должен вернуть потерянное учителем, а затем — потерянное отцом. Если отец и учитель несут тяжесть, в первую очередь нужно помогать учителю, а затем отцу. Если отец и учитель попали в плен, сначала должен человек выкупить учителя, а потом отца; но если его отец тоже регулярно учится, сначала выкупает отца. Если же его отец — мудрец, хотя и не такой большой, как учитель — сначала возвращает потерянное отцом, а затем потерянное учителем. И нет большей чести, чем та, которую воздают учителю; и нет большего страха, чем тот, который испытывают перед учителем. Сказали мудрецы: страх перед твоим учителем должен быть подобен страху перед Небесами.

5.3 И добавили: каждый, кто противопоставляет себя учителю -как будто противопоставляет себя Всевышнему, как сказано: «…когда подстрекали они [народ] против Б-га» (см. Бэмидбар 26:9) (о Датане и Авираме, которые публично сомневались в избранности Моше — прим. п.) ; каждый, кто ссорится со своим учителем — как будто ссорится со Всевышним, как сказано: «…когда ссорились сыны Израиля С Б-гом» (Бэмидбар 20:13) (требовали у Моше воды в Мей Мерива — прим. п.); каждый, кто жалуется на своего учителя — как будто жалуется на Б-га, как сказано: «Не на нас жалобы ваши, а на Господа» (Шмот 16:8) ; и каждый, кто позволяет себе подозрения по поводу учителя — как будто подозревает Всевышнего, как сказано: «И говорил народ [неодобрительно] о Б-ге и о Моше» (Бэмидбар 21:5).

5.4 (2) Кто называется противопоставляющим себя учителю? Тот, кто заводит себе отдельную аудиторию и выступает в роли учителя, хотя рав ему этого не позволил, и все это при жизни рава, даже если тот в другом городе. Абсолютно запрещено человеку давать указания другим людям в присутствии своего рава, и тот, кто дал хотя бы одно указание в присутствии своего учителя, заслужил смерти.

5.5 (З) Если же учитель находится в расстоянии минимум двенадцать «милей» (мера длины, используемая в Гемаре, примерно равна километру — прим. п.!, и кто-то спросил у ученика, каков закон Торы по определенному вопросу — тот имеет право ответить. А если речь идет о предотвращении нарушения закона Торы — ученик имеет право указывать даже в присутствии рава. Каким образом? Например, если он видит человека, нарушающего запрет (как по незнанию, так и с умыслом) — имеет право одернуть его и сказать ему: то, что ты делаешь, запрещено. Это возможно даже в присутствии рава этого ученика, и даже если рав его не уполномочил: ведь в момент, когда оскверняется Имя [Б-га], не думают о чести рава.

5.6 То, что сказано выше, относится только к случайному происшествию; но создавать себе репутацию учителя, то есть регулярно давать указания каждому спрашивающему — даже если рав находится на конце света, запрещено до тех пор, пока не скончается рав; но возможно, если рав лично дал на это разрешение.

5.7 Не каждый ученик после смерти рава имеет право преподавать Тору, а только такой, который достиг уровня, необходимого для преподавания. (4) А ученик, который не достиг такого уровня и преподает — безответственный негодяй и гордец, и о таком сказано: «Много жертв пало от этого» (Мишлей 7:26). Также мудрец, который достиг уровня преподавания и не преподает -мешает распространению Торы и «кладет камни перед слепыми»; о таком сказано: «…и великие от этого погибли» (там же).

5.8 Начинающие ученики, которые не усердствовали в изучении Торы, но при этом требуют к себе почтения со стороны людей неученых и своих сограждан и выскакивают первыми судить и давать указания по законам Торы — это те, из-за кого возникают разногласия в толковании закона, губители мира, гасящие свет Торы и «разоряющие виноградник» Господа Воинств. Это о них сказал Шломо в мудрости своей: «Одолели нас лисы, маленькие лисы, разорители виноградников» (Шир а-ширим 2:15). 5.9 (5) Ученик не имеет права называть учителя по имени, даже когда тот не присутствует при разговоре. В присутствии же учителя запрещено называть его имя даже для обозначения другого человека (так же, как и имя отца); нужно изменить имя человека, о котором говорят, даже если этот человек уже умер, но только таким образом, чтобы окружающие поняли, о ком идет речь. Нельзя здороваться с равом или отвечать на его приветствие так, как это принято среди друзей, но нужно поклониться и сказать со страхом и почтением: мир тебе, учитель мой. Если же рав поздоровался первым, отвечают: мир тебе, господин мой учитель.

5.10 (б) Нельзя в присутствии рава снимать «тфилин». Нельзя также сидеть развалившись, а только так, как сидят в присутствии царя. Во время молитвы нельзя стоять ни перед равом, ни позади него, ни сбоку от него (не говоря уже о том, что нельзя идти рядом с ним), но нужно отдалиться и стать позади рава так, чтобы не быть непосредственно за его спиной, и тогда молиться. Нельзя ходить вместе с равом в баню.

5.11 Нельзя сидеть на месте, которое обычно занимает рав. Нельзя подтверждать или опровергать слова рава в его присутствии. Нельзя садиться перед равом, пока тот не скажет «садись», и нельзя вставать, пока тот не скажет встать или не даст позволения стоять. Когда человек уходит от учителя, не имеет он права поворачиваться к раву спиной, но должен пятиться, обратившись к нему лицом. (7) Ученик обязан встать, завидя учителя, как только фигура того покажется полностью, и стоять, пока тот не скроется; только тогда можно сесть. При приближении рава нужно пойти ему навстречу.

5.12 (8) Не воздают честь ученику в присутствии рава, кроме тех случаев, когда сам рав имеет обыкновение оказывать этому ученику почести. Ученик обязан обслуживать своего учителя так, как раб обслуживает своего господина; но если они находятся в месте, где этого ученика не знают, и на нем нет «тфилин», и он опасается, что его примут за раба — не обувает рава и не разувает его. Рав, который не дает ученику себя обслуживать — лишает его милосердия и способствует снижению его богобоязненности. А ученик, который пренебрегает хотя бы одной деталью проявления уважения к раву, приводит к исчезновению из народа Израиля Божественного присутствия.

5.13 (9) Если ученик видит, что его рав нарушает Тору, должен сказать ему: учитель наш, ведь ты учил нас так-то и так-то. И каждый раз, когда ученик упоминает в присутствии рава информацию, полученную по традиции, должен прибавлять: «Как ты, учитель наш, нас учил…». Если же упоминает нечто, чего он не слышал от своего учителя, должен обязательно назвать источник информации. Когда рав умирает, ученик разрывает всю свою одежду, пока не обнажит сердце, и не зашивает никогда.

5.14 Все это имеет силу тогда, когда рав является постоянным учителем данного человека, и от этого рава он получил большую часть своих знаний. В других же ситуациях ученик имеет статус товарища по учебе и не обязан оказывать учителю знаки почтения, подобные вышеописанным; но обязан тем не менее вставать при появлении учителя и разрывать одежду по его кончине, так же, как разрывают одежду по любому человеку, о смерти которого мы скорбим.

5.15 Даже если человек выучил от кого-то одну-единственную вещь, важную или не очень важную — обязан вставать в его присутствии и разрывать одежду по его кончине. (10) И тот ученик мудрецов, который следит за своим поведением, не станет говорить в присутствии человека, превосходящего его в мудрости, даже если сам не научился у него ничему.

5.16 (11) Постоянный учитель, который хочет разрешить не воздавать ему вышеописанных почестей, или одной из них, всем своим ученикам или одному из них — имеет на это право. Но, несмотря на это разрешение, ученик обязан проявлять к нему знаки почтения, и даже в тех ситуациях, которые рав прощает.

5.17 (12) Так же, как ученики обязаны уважать рава, рав обязан уважать своих учеников и приближать их; как говорили мудрецы: «Пусть честь твоих учеников будет дорога тебе, как честь твоих друзей». Рав должен быть осторожным с учениками и любить их, так как они — его дети, приносящие ему пользу не только в этом мире, но и в Будущем.

5.18 (13) Ученики увеличивают знания рава и расширяют возможности его восприятия. Сказали мудрецы: «Много мудрости я почерпнул, и от друзей — больше, чем от учителей, а от учеников — больше, чем от всех вместе». И так же, как маленькое полено поджигает большое дерево, так и худший из учеников заостряет понимание рава, извлекая из него своими вопросами алмазы мудрости.

Глава шестая

6.1 Каждого человека, сведущего в Торе, заповедано почитать, даже если это не твой непосредственный учитель, как сказано: «Встань перед сединой и почти старца» (Ваикра 19:32), то есть того, кто приобрел мудрость (на иврите слова «закен» (старец) и «зе кана» (тот, кто приобрел) звучат похоже — прим. п.). Когда нужно вставать при приближении мудреца? Когда тот проходит в расстоянии четырех локтей (примерно 2 метра — прим. п.), и стоять до тех пор, пока он не пройдет мимо.

6.2 Не нужно вставать в присутствии мудреца ни в бане, ни в туалете, так как сказано: «Встань… и почти» (Ваикра 19:32), то есть встань только в такой ситуации, в которой это будет воспринято как проявление почтения. Также ремесленники не обязаны вставать перед знатоками Торы во время работы, так как сказано: «Встань… и почти» — то есть, так же, как в почитании нет убытка для почитающего, так и во вставании не должно быть убытка для того, кто прерывает для этого работу, приносящую ему доход.

6.3 Откуда учится, что нельзя притворяться, что не видишь мудреца, чтобы не вставать перед ним? Написано (там же): «…и бойся Б-га твоего» (Ваикра 19:32) — то есть, о любой ситуации, в которой решение остается за совестью человека, сказано «бойся Б-га твоего» (там, а также Ваикра 19:14; Ваикра 25:17; Ваикра 25:36; Ваикра 25:43).

6.4 (3) Недостойно мудреца утруждать народ и специально подходить к людям, чтобы они перед ним встали: необходимо идти самой короткой дорогой и стараться пройти незамеченным, чтобы не вынудить кого-нибудь встать. Известно о наших мудрецах, что они ходили окольными путями за пределами города, где не встречались люди, знающие их в лицо — чтобы не утруждать встречных.

6.5 (4) Нет разницы между конным и пешим мудрецом — так же, как встают перед пешим, встают и перед всадником. (5) Если идут вместе трое знающих людей, то в центре должен находиться мудрейший из них, по правую руку от него — второй по знаниям, а по левую — меньший из них по знаниям.

6.6 Увидевший мудреца не должен вставать раньше, чем тот подойдет к нему на расстояние четырех локтей, а как только тот пройдет, может сесть. Но тот, кто увидел человека в должности «ав бейт-дин», должен встать, как только увидит его четко издалека, и не садится, пока тот не отойдет от него за его спиной на четыре локтя. А тот, кто увидел человека в должности «наси», встает, как только увидит его четко, и не садится, пока тот не сядет на свое место или не скроется из глаз. «Наси» имеет право прощать несоблюдение этих почестей. ( «наси» – глава Сангедрина, крупнейший мудрец поколения, «ав бейт-дин» — его заместитель. Прим, п.).

6.7 Когда «наси» входит в помещение, все встают и не садятся, пока он не скажет сесть. Когда входит «ав бейт-дин», создают ему коридор из стоящих по обе стороны от него людей, пока он не пройдет и не сядет на свое место, а остальные присутствующие остаются сидеть на местах. (7) Если зашел обычный мудрец, встают только те, кто находится в расстоянии четырех локтей от него, а тот, кто стоял, продолжает стоять, пока этот мудрец не пройдет и не сядет на свое место.

6.8 Сыновья и ученики мудрецов, в которых нуждается народ, могут проходить к своему месту, даже если при этом приходится расталкивать толпу; и не похвально ученику мудрецов заходить в числе последних. Если же ему пришлось выйти — возвращается на свое место.

6.9 Сыновья мудрецов, которые собираются слушать своего отца, должны повернуть лицо в сторону отца; если же не собираются слушать — поворачивают лицо в сторону народа. (8) Если ученику разрешено всегда сидеть в присутствии рава, он не может вставать перед ним, кроме как дважды в день — утром и вечером, чтобы почести, оказываемые раву, не превысили почестей, оказываемых Небесам.

6.10 (9) Перед явным стариком, даже если он не мудрец, необходимо вставать; даже молодой мудрец обязан вставать перед явным стариком, но не должен он вставать полностью — достаточно привстать, чтобы почтить старца. Даже к старику-нееврею нужно обращаться почтительно и подавать ему руку для опоры — как сказано: «Перед сединой встань» (Ваикра 19:32), то есть, даже перед физической сединой.

6.11 (10) Мудрецы Торы не участвуют сами в общественных работах, чтобы не презрели их невежды. С них не собирают подати ни на строительство городских укреплений, починку ворот, плату сторожам и тому подобное, ни на подарки царю. Также не обязывают их платить налоги, как в казну города, так и государственного масштаба, как сказано: «Даже если окажутся они в чужих землях — в свое время соберу Я их, и немного пострадают они от тягот царской власти и власть имущих» (см. Ошеа 8:10).

6.12 Если мудрец имеет товар на продажу, дают ему продать в первую очередь, и не дают продавать [подобный товар] ни одному из торговцев, пока не продаст тот. Также если он приходит в суд, где находятся уже другие судящиеся — выслушивают его дело вне очереди и при этом усаживают его.

6.13 (11) Большое преступление — унижать мудрецов или ненавидеть их: не могли враги разрушить Иерусалим, пока не стали в нем унижать мудрецов, как сказано: «И оскорбляли посланцев Господа, и унижали слова Его, и издевались над пророками Его» (Диврей а-ямим 2, 36:16) ; «унижали слова Его» — значит, унижали обучающих словам Его. Также то, что сказано в Торе: «Если презреете законы Мои…» (Ваикра 26:15) — значит, в частности: «если презреете обучающих законам Моим». У тех, кто унижает мудрецов, нету доли в Будущем мире, так как они входят в категорию «презревших слово Господа» (см. Бэмидбар 15:31).

6.14 (12) Кроме того, что у унижающего мудрецов нет доли в Будущем мире — если пришли в суд свидетели и сообщили, что некто оскорбил мудреца, даже словесно, на виновного накладывают «нидуй» (форма бойкота, см. ниже — прим. п.), что и объявляется судом публично, и присуждают его к штрафу в фунт золота, независимо от вида оскорбления, в пользу пострадавшего. Если человек оскорбил словами уже умершего мудреца, суд объявляет ему «нидуй», и суд же вправе этот «нидуй» отменить, когда человек раскается; но если обиженный мудрец жив — нельзя отменить «нидуй», пока не простит обидчика сам пострадавший.

6.15 Даже сам мудрец может объявить «нидуй» пренебрегшему им невежде, и не нужно для этого ни свидетелей, ни предупреждения; и нельзя отменить этот «нидуй», пока обиженный мудрец не простит обидчика. Если же мудрец умер — собираются трое и отменяют «нидуй». Мудрец имеет также право простить обиду сразу и не накладывать на человека «нидуй».

6.16 (13) Если рав объявил «нидуй» своему обидчику, все ученики этого рава обязаны вести себя с наказанным соответствующим образом; если же ученик наложил на своего обидчика «нидуй», рав этого ученика не обязан соблюдать это наказание, но все остальные обязаны. Также, если человек получил «нидуй» за оскорбление «наси», весь народ обязан вести себя с наказанным положенным образом, но сам «наси» не обязан соблюдать «нидуй» по отношению к человеку, наказанному за оскорбление другого мудреца. Если «нидуй» наложен на человека за оскорбление мудреца — жителя его города, жители другого города тоже должны соблюдать это наказание; но если он обидел жителя другого города, «нидуй» действует там, но жители его города не обязаны его соблюдать.

6.17 (14) Эти правила относятся к случаю, когда «нидуй» наложен за пренебрежительное отношение к мудрецам; но если это наказание — следствие других проступков, за которые оно положено, то, даже если наказавший — простолюдин, весь народ во главе с «наси» обязан соблюдать этот «нидуй», пока провинившийся не раскается в своем поступке и ему это не отменят.

6.18 Существует двадцать четыре проступка, за которые положен «нидуй». Это:

• пренебрежительное отношение к мудрецу Торы, даже после его смерти;

• пренебрежительное отношение к человеку, имеющему поручение от еврейского суда;

• оскорбление свободного еврея словом «раб»;

• пренебрежение выполнением постановлений мудрецов, не говоря уже о законах Торы;

• неявка в суд Торы в назначенное время;

• отказ от уплаты положенного по суду — пока не уплатит;

• владение вещами, которые могут причинить вред окружающим — например, злой собакой или шаткой лестницей; такого человека бойкотируют до тех пор, пока он не устранит возможность нанесения ущерба этим предметом;

• продажа недвижимости нееврею — такого человека бойкотируют до тех пор, пока он не возьмет на себя компенсацию любого ущерба, который может нанести новый владелец соседям-евреям;

• свидетельство на еврея в нееврейском суде, которое привело к изыманию у обвиняемого имущества, что не было бы положено по законам Торы. Такого свидетеля бойкотируют, пока он не выплатит пострадавшему сумму, компенсирующую потерю;

• если мясник-коэн не отделяет части туш, положенные коэнам, и не отдает их другим коэнам — его бойкотируют, пока не отдаст;

• нарушение законов «йом-това» во второй день праздника для жителей диаспоры;

• совершение будничной работы перед началом праздника Песах, начиная с полудня того же дня;

• упоминание Имени Б-га без необходимости или для клятвы в пустом разговоре;

• приведение к массовому осквернению Имени Б-га;

• приведение к тому, что более десяти евреев кушают освященную пищу вне территории Храма;

• составление календаря вне территории Эрец-Исраэль;

• создание ситуации, в которой «слепой может споткнуться» (т.е. причинение ошибки в выполнении Торы — прим. п.);

• бойкотируют человека, из-за которого более десяти евреев не выполнили какую-то заповедь;

• бойкотируют мясника, который ошибочно продал некашерное мясо в качестве кашерного;

• бойкотируют мясника, который не дает свой нож на проверку мудрецу Торы;

• искусственное введение себя в состояние сексуального возбуждения (например, чтение порнографической литературы — прим. п.);

• ведение совместного хозяйства или торговли бывшими мужем и женой, что приводит к их контакту. Когда они обращаются в суд, на них накладывают «нидуй»;

• бойкотируют мудреца, поведение которого вызывает дурные толки;

• бойкотируют человека, наложившего «нидуй» на того, кому это наказание не положено.

Глава седьмая

7.1 Признанного мудреца, а также человека в должности «наси» или «ав бейт-дин», совершившего дурной поступок, никогда не бойкотируют публично, если только он не совершил нечто подобное поступку Иеровама бен-Навата (который, возглавив Северное («Израильское») Царство, ввел там из политических интересов поклонение золотым тельцам в качестве государственной религии — прим. п.) И ему подобных. Но за прочие грехи его наказывают тайно, как сказано: «И оступишься днем, и оступится также пророк с тобой ночью» (Ошеа 4:5) — то есть, хоть он и оступился, ночь скрыла его [падение]. Такому мудрецу говорят: уважь свое достоинство и не выходи из дома.

7.2 Также, если «нидуй» положен ученику мудрецов, не может суд немедленно вынести такое решение, но следует делать все возможное, чтобы избежать этого. А благочестивые мудрецы прошлого прославились тем, что никогда не вызывались объявлять «нидуй» ученику мудрецов, хотя вызывались приводить в исполнение телесные наказания, если он того заслуживал, и не только за нарушение Торы, но и за нарушение постановлений мудрецов.

7.3 (2) Как объявляют «нидуй»? Говорят: такой-то «бэшамта» (бойкотирован) ; если это происходит в присутствие наказываемого — добавляют: вот этот. Если же на человека накладывают «херем» (более строгий вид бойкота — прим. п.), говорят : такой-то «мухрам» (отвержен), и проклят, и заклят, и бойкотирован.

7.4 (З) Как отменяют «нидуй» или «херем»? В присутствии наказанного — говорят ему: отпущено тебе, прощено тебе. В его отсутствие — говорят: такому-то отпущено и прощено.

7.5 (4) Как должен вести себя бойкотированный и как должны вести себя с ним окружающие? Человек, которому объявили «нидуй», не стрижет волос и не моется, как скорбящий, все время, пока действует «нидуй». Его не включают в число присутствующих в ситуациях, когда их минимальное количество требуется для выполнения какой-либо заповеди. Нельзя находиться рядом с ним, в расстоянии четырех локтей. Однако он имеет право преподавать Тору и учить ее у других, наниматься на работу и нанимать работников. Если человек умер бойкотированным, посланник суда ставит на его гроб камень как символ того, что его стоило забросать камнями, так как он выделен из общества; не говоря уже о том, что не устраивают ему поминки и не провожают его гроб.

7.6 (5) Если же человеку объявили «херем», отношения с ним более строгие: он не имеет права обучать Торе других, и другие не обучают его; но при этом он обязан учиться сам, чтобы не забыть изученное. Не нанимают его на работу и не нанимаются к нему на работу, не торгуют с ним и не вступают с ним ни в какие отношения, кроме минимально необходимых для поддержания его жизни.

7.7 (6) Тому, кто находится в состоянии «нидуй» тридцать дней и не просит простить его, объявляют «нидуй» вторично; если же и следующие тридцать дней он не просил прощения — накладывают на него «херем».

7.8 (7) Отменить «нидуй» или «херем» могут три еврея, даже не мудрецы; а профессиональный судья может отменить «нидуй» один. Также ученик имеет право отменить «нидуй» или «херем», даже вместо своего рава. (8).

7. 9 Если три человека объявили кому-то «нидуй» и ушли, а наказанный раскаялся в содеянном — освободить его от наказания могут трое других людей. (10) Если же человек не знает, кто объявил ему «нидуй» — должен пойти к «наси», и тот отменит это наказание.

7.10 (11) Если объявлен «нидуй» при соблюдении какого-то условия, и даже самому себе — необходима отмена. Если ученик мудрецов объявил «нидуй» самому себе, даже если это посоветовал кто-то другой, и даже если он совершил проступок, за который действительно положен «нидуй» — имеет право это наказание сам себе отменить.

7.11 (12) Если человеку приснилось, что на него наложили «нидуй», даже если он узнал тех, кто это сделал — должен собрать десять человек, которые учат законы, чтобы освободиться от наказания; если их нет поблизости, должен искать их в расстоянии ДО ОДНОЙ «парсы» (единица длины, равная примерно 4 километрам — прим. п.). Если не нашел, его могут освободить десять человек, изучающих Мишну; если нет и таких, собирает десять человек, которые умеют читать Письменную Тору по свитку (т.е. помнят наизусть все огласовки и знаки препинания — прим. п.) ; не нашел и таких — собирает десять любых евреев. Если же в его местности нет десяти евреев, достаточно собрать трех.

7.12 (13) Тому, на кого наложили «нидуй» в его присутствии, отменить наказание можно только в его присутствии. Тому, на кого наложили «нидуй» в его отсутствие, отменить наказание можно как при нем, так и в его отсутствие. И нет необходимости в промежутке времени от «нидуя» до его отмены, но как только человек раскаивается в содеянном, сразу отменяют наказание. Но если суд счел нужным сохранить «нидуй» в течение нескольких лет сохраняют. И если суд решил сразу объявить преступнику «херем», а также тем, кто будет с ним есть, пить и подходить ближе, чем на два метра — могут это сделать, чтобы наказать его и чтобы случаи подобного нарушения Торы не получили распространения.

7.13 Хотя мудрец Торы и имеет право накладывать «нидуй» на тех, кто его не уважает — не делает ему чести привычка применять это право, но должен он закрывать глаза и не обращать внимания на слова невежд, как сказал Шломо в мудрости своей: «И всякие слова, которые будут говорить, не принимай близко к сердцу» (Коэлет 7, 21).

7.14 Так вели себя праведники прошлых поколений — слушали оскорбления, и не отвечали, более того — прощали оскорбляющих их. И величайшие из мудрецов гордились тем, что никогда не применяли «нидуй» и «херем» для защиты своего достоинства. И это путь мудрых, и так следует поступать.

7.15 Это сказано об унижении или оскорблении наедине. Однако знаток Торы, которого оскорбили публично, не имеет права прощать. Если же простил — будет за это наказан, потому что в его лице оскорбили Тору; но должен преследовать и мстить обидчику, как змей, пока тот не попросит у него прощения — и только тогда он простит.