Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Словарь имен и терминов

Авот — чаще называемый Пиркей Авот {Поучения отцов) — самый популярный из трактатов Мишны, перечисляющий в хронологическом порядке законоучителей древности, их основополагающие этические принципы или идеи, с которыми они обращались к своему поколению. Пиркей Авот включен в состав Сидура, евреи изучают его по субботам; существует несколько циклов изучения этого трактата на протяжении года.

Альфаси — рабби Ицхак бен Яаков га-Коген (1013, Фес -1103, Луцена, Испания) — знаменитый комментатор Талмуда и кодификатор галахи, один из наиболее авторитетных «ранних учителей» («Ришоним»).

Бааль Та-Турим — р. Яаков бен Ашер (конец ХШ — нач. XIV в., жил в Германии и Испании) — комментатор Торы и автор одного из первых галахических кодексов — Арба Турим, ставшего прообразом Шулхан Аруха Йосефа Каро.

Бейт Йосеф — р. Йосеф Каро (1488-1575 гг.) — великий мистик и законодатель, один из глав святой общины Цфата, составитель всеобъемлющего комментария к Арба Турим р. Яаков бен Ашера — Бейт Йосеф, название которого стало и именем автора. В дальнейшем на основании этого комментария он создал кодекс Шулхан Арух, до сих пор (с добавлениями р. Моше Исерлиса) остающийся наиболее авторитетным галахическим источником. Мистические прозрения р. Йосефа Каро, полученные им от небесного Проповедника («магида»), собраны в трактате Магид мейшарим, который неоднократно цитируется Хафец Хаимом.

Видуй — покаянная молитва, включающая перечисление человеческих грехов и просьбы о прощении; произносится в утренней и предвечерней молитве будних дней, после молитвы Шмонэ Эсре.

Десять дней раскаяния — дни между первым (Рош Га-Шана) и десятым (Йом-Киппур) числом месяца тишрей, в которые определяется судьба человечества на грядущий год. В эти дни Б-г особенно близок к своему народу, и искреннее раскаяние может искупить прошлые прегрешения.

Гаон из Вильно — рабби Элиягу бен Шломо-Залман из Вильно (1720-1797) — один из глав своего поколения и создатель нового подхода к изучению Торы, автор множества галахических, философских и каббалистических трудов. Забота о языке — фундаментальный труд Хафец Хаима, посвященный правилам чистоты речи, запретам злословия, клеветы и пр. Забота о языке — одна из наиболее читаемых книг р. Исраэля Меира.

Зогар Книга Сияния, самое значительное произведение еврейской мистики, сыгравшая в развитии иудаизма огромную роль, сравнимую разве что с Талмудом. Зогар, принадлежащий таннаю Шимоном бар Йохаем и написанный на арамейском языке, появился в еврейском мире в XIII веке. Носит форму комментариев к Торе, дополненных вставными трактатами и многочисленными приложениями. Кадиш — арам, «святой» — молитва, составленная на арамейском языке и прославляющая святость Имени Б-га и Его могущество, которая произносится только в миньяне. Мудрецы Талмуда неоднократно подчеркивали великое значение Кадиша, по их словам (трактат Coma, 49а): «Мир держится только благодаря словам «Да будет благословенно великое Имя Его всегда и во веки веков» (центральная фраза Кадиша).

Кдуша — славословие Б-гу, включенное в повторное чтение молитвы Шмонэ Эсре в миньяне, одна из наиболее величественных молитв еврейской литургии.

Мидраш — «рассуждение», «толкование» — метод изучения Писания, основанный на восприятии всего текста Писания как единого целого, имеющего множество смысловых уровней, а также литературный жанр, основанный на этом методе. Мидраш, галахического, но чаще агадического содержания, развивался на протяжении более чем тысячелетнего периода, вплоть до позднего средневековья. Известно множество сборников мидрашей, большинство из которых организовано в соответствии с недельными разделами Торы, наиболее популярными из них являются Мидраш Рабба, Мидраш Танхума и Йалкут Шимони. В этой книге цитируются и другие сборники мидрашей, такие как Тана д’бей ЭлияГу, Авот де-рабби Натан, Пиркей де-рабби Элиезер и другие.

Мишна — «второучение», «повторение» — древнейший (1-Ш вв. н.э.) свод Устной Торы, лежащий в основе Талмуда. Мишну, в нынешнем ее виде включающую 63 трактата, разбитых на шесть разделов, составил и отредактировал Рабби, р. Йегуда га-Наси в конце III в. н. э.

Моше Кордоверо — рабби Моше бен Яаков Кордоверо (1522-1570, Цфат) — один из величайших учителей Цфата. Его фундаментальный трактат Пардес Римоним (Гранатовый сад) является наиболее изучаемым каббалистическим трудом эпохи, предшествующей каббале Ари.

Рабейну Ашер (Рош) — р. Ашер бен Йехиель (1250, Германия — 1327, Толедо, Испания) — великий галахист, глава евреев Германии, а в дальнейшем — раввин Толедо. Его труды (в первую очередь Пискей гa-Рош (Постановления р. Аше-ра) изучаются в йешивах до сего дня.

Рабейну Хананиэль — р. Хананиель бен Хушиель (990-1050) — раввин города Кейруан и великий галахист и комментатор Талмуда. Его комментарии к Талмуду легли в основу трудов мудрецов последующих поколений и изучаются до сего дня.

Рамбам (Маймонид) — рабби Моше бен Маймон (1135-1204) — крупнейший кодификатор галахи и один из величайших еврейских философов средневековья, врач. Жил в Испании и Египте. Наиболее известные его труды — всеобъемлющий галахический кодекс Мишнэ Тора, философский трактат Морэ невухим, Книга заповедей и комментарий к Мишне.

Рамбан (Нахманид) — р. Моше бен Нахман (1194-1270) — комментатор Писания и Талмуда, философ, каббалист и врач. Жил в Испании и Стране Израиля.

Раши — р. Шломо Ицхаки (1040-1105) — величайший комментатор Писания и Талмуда. Жил во Франции и Германии.

Реб Хаим — р. Хаим бен Ицхак из Воложина (1749-1821) — великий мыслитель и галахист, ближайший ученик и сподвижник Гаона из Вильно, создатель Воложинской йешивы. В своем знаменитом этико-каббалистическом трактате Нефеш га-Хаим, р. Хаим, полемизируя с учением хасидизма, настаивает на том, что несмотря на важность религиозного чувства, высшей ценностью иудаизма является галаха.

Талмуд — букв, «учение»; свод правовых и морально-этических положений иудаизма, охватывающий Мишну и Гемару как единое целое. Талмуд включает дискуссии, которые велись законоучителями Земли Израиля и Вавилонии (Иерусалимский и Вавилонский Талмуд) на протяжении восьми столетий, и является основным источником Устной Торы. Вавилонский Талмуд, обладающий большим авторитетом, является основным предметом изучения в йешивах.

Тфиллин — написанные на пергаменте отрывки из Торы, помещенные в коробочки, выделанные из кожи. Тфиллин прикрепляются к голове и левой руке, напротив сердца, при помощи кожаных ремешков, продетых через основания коробочек. Обычно тфиллин накладывают во время утренней молитвы, хотя при необходимости это можно проделывать до заката. Наложение тфиллин является одной из важнейших заповедей, наряду с обрезанием и соблюдением субботы.

Хаим Виталь — р. Хаим бен Йосеф Виталь (1543, Цфат — 1620, Дамаск) — каббалист, ближайший ученик и сподвижник святого Ари — р. Ицхака Лурии Ашкенази, создателя лурианской каббалы. Учение, которое Ари излагал устно избранным ученикам, р. Хаим Виталь после его смерти изложил во множестве трактатов, которые принято называть Писания Ари, блаженна память его. Шма Исраэль — «Слушай, Израиль! Г-сподь Б-г наш, Г-сподь Один!» (Вт. 6:4); своего рода «символ веры» иудаизма. Слова Шма Исраэль и связанные с ними отрывки из Торы, являются кульминацией утренней (шахарит) и вечерней (арвит) молитв, их произносят перед отходом ко сну и в смертный час.

Шмонэ Эсре — «Восемнадцать» (благословений); основная формализованная молитва, включающая прославления Б-га и перечисление основных потребностей индивидуума и всего народа Израиля, которую произносят трижды в день. Во время произнесения Шмонэ Эсре необходимо стоять выпрямившись и не двигаться с места, кроме как под угрозой смерти.