Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

55. Девора и Барак

55. ДЕВОРА и БАРАК

ПОД ВЛАДЫЧЕСТВОМ КЕНААНИТОВ

После смерти Эйуда евреи забыли стезю Торы. На этот раз евреи очутились в руках Кенаанитов, которые при Явине, царе Хацора, жестоко их притесняли. Военачальник Явина – Сисра, стоявший во главе сильной армии, вооруженной железными боевыми колесницами и кавалерией, человек жестокий и грубый, притеснял евреев в течение двадцати лет.

Мучительны были эти притеснения и жалобны были стенания, поднимавшиеся к небесам, и Всемилостивый Б-г вскоре дал евреям избавителя.

ДЕВОРА

В те времена жила на горе Эфраим между Рамой и Бейт-Эйлом мудрая и Б-гобоязненная женщина по имени Девора, жена Лапидота, известная повсюду как пророчица. Среди царившего повсюду греха идолопоклонства, она осталась верной Б-гу и Его слову, и она была признана мудрой и благочестивой всем народом; все обращались к ней, как к высшему судье. Она сидела под пальмовым деревом, ставшим знаменитым в последующие века, и выражала слова совета, упрека и справедливости. Видя притеснения, которые терпел народ и сочувствуя ему в несчастьи, Девора послала за Бараком бен Авиноамом.

БАРАК ОТКЛИКНУЛСЯ

Барак был готов отозваться на призыв Деворы возглавить военный поход против притеснителей только в том случае, если Девора согласится ему сопутствовать. Сисра узнал о походе армии Барака и приготовил к битве с евреями свою армию, во главе которой он стал сам, как и подобает бравому военачальнику. Сначала Кенааниты брали верх, но вдруг Б-г вызвал общее смятение в армии Сисры, и его воины, расстроив ряды, в ужасе разбежались. Увидев какой неожиданный оборот приняла война, Сисра сошел с колесницы, решив искать убежище в одном нееврейском жилище по пути его бегства. Одно такое жилище принадлежало Хеверу из племени Кейни, отпрыска Итро, тестя Моше. Этот Хевер был в хороших отношениях с Явином, царем Хацора, и Сисра был уверен, что он найдет у него безопасный приют. Яель, жена Хевера, согласилась спрятать Сисру пока не пройдут еврейские войска. Утомленный битвой, Сисра вскоре впал в тяжелую дрему. Мужественная Яель решила, что Сисра должен заплатить за все его жестокие деяния. Приблизившись осторожно к спящему военачальнику, Яель вонзила в его висок длинный кол, положив этим конец жизни ненавистного притеснителя. В это время Барак усиленно продолжал свою погоню за Сисрой, и по его следам прибежал запыхавшись к шатру Хевера. Яель вышла ему навстречу, сияя от торжества, и воскликнула: «Идем, я покажу тебе человека, которого ты ищещь». Она ввела Барака в шатер, и вот перед ним лежит бездыханный жестокий полководец Сисра.

ПЕСНЬ ДЕВОРЫ

Вследствие этой победы Кенааниты вновь вынуждены были подчиниться евреям. Вернувшись после одержанной победы в свое мирное жилище на горе Эфраим, Девора увековечила недавнюю войну в редкой и почти ни с чем не сравнимой по красоте и величию поэме. Песнь Деворы уступает разве только песне, которую Моше и Исраель пели при виде чуда, совершенного Богом на берегах Чермного моря.

Девора начинает свою песнь восхвалением тех мужей Исраеля, которые дали обет и посвятили себя войне за свободу, и как признак этого обета отращивают длинные волосы, как незирим:

«Когда мужи в Исраеле отращивают себе волосы,

Когда народ показывает рвение,

Прославьте Превечного.

Слушайте, цари; внимайте вельможи,

Я Превечному, я пою;

Я пою славу Превечному, Б-гу Исраеля…» Пророчица воспевает мощь Б-жью, проявленную Им в старые времена, особенно при явлении на горе Синай, а затем переходит к описанию страданий Исраеля, притесняемого бандами Кенаанитов, когда прекратилось всякое движение по дорогам и народ был лишен оружия, чтобы защищаться:

«Во дни Шамгара бен Аната,

Во дни Яели, опустели дороги

И путники ходили окольными путями.

Не стало вождей в Исраеле, не стало,

Доколе не восстала я, Девора,

Доколе не восстала я, мать в Исраеле…

Сердце мое к вам, правители Исраелевы,

К ревнителям в Исраеле.

Прославьте Превечного…»

Затем последовал клич Деворы, и колена собрались под ее знамена:

«Воспряни, воспряни, Девора, воспряни, воспряни, воспой песнь!

Восстань, Барак, и веди пленников твоих,

Сын Авиноама!…

От Эфраима пришли укоренившиеся в земле

Амалейка;

За тобою, Биньямин, среди народа твоего;

От Махира шли правители,

И от Зевулуна – владеющие тростию писца…» Она упрекает те колена, которые не спешили следовать за нею, предпочитая слушать «блеяние овец». Зато она славит блестящий пример, показанный коленами Зевулуна и Нафтали, не пожалевшими свои жизни на полях битвы. Затем она описывает ужасную битву и удивительные чудеса, помогшие Исраелю победить.

«С неба сражались,

Звезды с путей своих

Сражались с Сисрой.

Поток Кишон увлек их,

Древний поток, поток Кишон.

Попирай их, душа моя, силой!…» Девора славит доблестную женщину Яель, жену Хевера Кейнита, отпрыска Итро, которая своими руками казнила жестокого Сисру:

«Да будет благословенна между женами Яель,

Жена Хевера Кейнита,

Между женами в шатрах да будет благословенна…

К ногам ее склонился, пал и лежал;

К ногам ее склонился, пал;

Где склонился, там и пал сраженный…

Так да погибнут все враги Твои, Превечный;

Любящие же Его

Да будут как солнце, восходящее во в.сей силе

своей.»

Двадцать лет жили затем евреи в мире под мудрым правлением Деворы и Барака.